Человек без сердца — бесстрастная машина мышления, не имеющая ни семьи, ни друга, ни родины; сердце составляет прекрасную и неотъемлемую основу духовного развития. А. И. Герцен

Человек без сердца — бесстрастная машина мышления, не имеющая ни семьи, ни друга, ни родины; сердце составляет прекрасную

и неотъемлемую основу духовного развития.

А. И. Герцен

 

          В настоящее время утверждение о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, не только не потеряло своего значения, но и приобрело еще большую актуальность. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, активно включается в процесс самообразования, участвует в различных мероприятиях, направленных на совершенствование профессионального мастерства.

        Одной из форм повышения педагогической компетентности учителя является участие в конкурсах как возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, показать результаты своей работы с учениками. С другой стороны, участие в конкурсе – это новое переосмысление своего опыта, взгляд на свою деятельность со стороны.

        Второй год в нашем городе проводится городской конкурс на лучшую учебно-методическую разработку в рамках реализации курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР, в котором участвуют педагоги Калининского района. В целях знакомства с их методическими разработками, занявшими на конкурсе призовые места, 28 февраля 2019 года на базе МКОУ С(К)ШИ № 116 состоялся семинар для учителей, ведущих курс ОРКСЭ и предметную область ОДНКНР по теме «Применение современных методов и приемов в преподавании комплексного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР». Кроме того, еще одним важным вопросом, который был включен в программу семинара – это вопрос о реализации предметной области ОДНКНР.

           Мероприятие началось с показа творческих номеров, подготовленных учащимися начальной школы и педагогами МКОУ С(К)ШИ № 116. Это были танцевальные композиции под русские народные напевы и песня, как поздравление с наступающим праздником Весны, исполненная учителем музыки Елиференко Иваном Викторовичем. Далее с приветственным словом к участникам семинара обратилась заместитель директора по ВР Чертовских Н. А. Нина Анатольевна представила коллегам краткую информацию о школе, подчеркнув, что духовно-нравственному воспитанию уделяется серьезное внимание. Она отметила, что преподавание курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР помогает школьникам стать образованными, толерантными людьми, развивает их творческие способности, у детей формируются духовно-нравственные понятия. Через содержание данного курса и предметной области происходит рост интереса обучающихся к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи. Нина Анатольевна подчеркнула, что учебный материал курса и предметной области нравится ребятам, им интересно на занятиях, они серьезно воспринимают материал, предлагаемый учителем, а также обсуждают услышанное на уроках с родителями. Педагоги школы занимают активную позицию по вопросам самообразования, постоянно повышают свое педагогическое мастерство, в том числе через участие в различных конкурсах.

           Татьяна Викторовна Колесникова, старший методист МКУДПО «ГЦРО», выступая перед педагогами, еще раз подчеркнула важность участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства и трансляции этого опыта, потому что это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества, способствуют непрерывному самообразованию. Далее Татьяна Викторовна затронула вопрос реализации предметной области ОДНКНР, предложив педагогам в рамках семинара еще раз обратиться к нормативно-правовым документам, регламентирующим процесс ее преподавания в образовательных организациях.

           Продолжила тему реализации предметной области методист МКУДПО «ГЦРО» Е. М. Драгун. По информации, представленной начальником Центра культурологического и религиоведческого образования ГАО ДПО НСО НИПКиПРО Поповой Н.Н., Елена Михайловна напомнила об основных документах, содержащих рекомендации для образовательных организаций по совершенствованию духовно-нравственного образования и воспитания и оптимальным формам преподавания основ духовно-нравственной культуры народов России.

            Во второй части семинара педагоги – участники конкурса показали мастер-классы, в ходе которых были представлены конкурсные разработки занятий с детьми.

             Первыми показали свой профессиональный опыт педагоги МКОУ С(К)ШИ № 116. Тема мастер-класса Анциферовой И.Н., учителя начальных классов, «Актуальность формирования нравственных понятий в начальной школе». Инесса Николаевна подчеркнула, что духовно - нравственное развитие личности неразрывно связано с формированием понятий, на которых основывается нравственная сторона деятельности ребенка. Важно организовать процесс формирования нравственных понятий в младшем школьном возрасте, так как в это время закладываются основные черты личности.

            В рамках мастер-класса Инесса Николаевна показала педагогам приемы и методы, направленные на организацию такой образовательной деятельности, которая способствовала бы раскрытию значения нравственных понятий, таких как добро, доброта, развитие позитивной эмоциональной сферы ребенка, его отзывчивости, сопереживания, сочувствия. Педагоги познакомились со следующими приемами работы с детьми «Добрая тучка» с целью расширения знания детей о пословицах, как произведениях устного народного творчества, «Круги на воде» и «Все согласные» направлены на формирование нравственных понятий, расширение словарного запаса и кругозора обучающихся, обогащение речи, умение работать со словом.

           Уровень нравственного развития личности учащегося характеризуется степенью сформированности нравственных понятий. При этом важно учитывать, что развитие личности становится возможным благодаря грамотному применению педагогом различных методов и приемов образовательной и воспитательной деятельности. Взять, например, игровой метод, который является одним из основных способов деятельности младших школьников. Опыт показывает, что если игру использовать в обучении осознанно, с учетом социальных и психологических закономерностей развития ребенка, тогда она оказывает на формирование ребенка положительное влияние и приносит радость и пользу, содействует его успешному развитию, в том числе духовно-нравственному.

         «Игра как способ формирования представлений о добре и зле у младших школьников», так назывался мастер-класс Винокуровой Марины Владимировны, учителя начальных классов МКОУ С(К)ШИ № 116. В ходе мастер-класса педагог показала возможности использования игры при формировании нравственных понятий, таких как «добро» и «зло», воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, формировании нравственного сознания младших школьников. Кроме того, игра способствует формированию коммуникативных навыков, умения вести диалог. С целью понимания внутреннего мира ребёнка через зрительные образы Марина Владимировна предложила педагогам игру «Нарисуем добро и зло». Для активизации речи, пополнения словарного запаса детей, умения правильно строить предложения, развития мыслительных операций, воспитания привычки употреблять в речи вежливые слова, второй группе педагогов была предложена игра «Правило доброты», а третья группа педагогов с интересом поучаствовала в игре, способствующей формированию правил хорошего тона.

         О приемах и методах формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся при проведении библиотечных часов рассказала Правда Дарья Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ С(К)ШИ № 116. Она подчеркнула, что предметная область ОДНКНР является продолжением курса ОРКСЭ, в том числе по вопросам семейного воспитания, сохранения и продолжения семейных традиций. С целью формирования у детей понятия о семье, ее основах она предложила педагогам создать коллаж, выбрав для его исполнения соответствующие теме картинки. Вторая группа выстраивала иерархию семейных ценностей, а третья с целью формирования представлений о ценностях семейных праздников, показала роль традиций в жизни семьи, вписав в таблицу семейные праздники и традиции, которые являются значимыми для каждой семьи.

           Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является  воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Среди личностных характеристик выпускника начальной школы на первом месте стоят такие черты, как «любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества». Мастер-класс Дикаевой Евгении Евгеньевны, учителя начальных классов МБОУ СОШ № 34, был посвящен этому актуальному аспекту духовно-нравственного воспитания и назывался «Формирование понятия «Родина» у младших школьников на уроках ОРКСЭ» (модуль «Основы православной культуры»). Его цель – повышение мотивации педагогов к применению активных методов обучения, направленных на формирование понятия «Родина» у младших школьников, знакомство с элементами урока «Россия – наша Родина», разработка которого получила призовое место на конкурсе учебно-методических разработок. Она отметила, что тема формирования понятия «Родина» является очень важной и сложной для восприятия ребенка. Поэтому важно прививать с детских лет чувство патриотизма и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров должен показать, насколько важно уважать и любить свою страну и действовать для ее блага.

         Свой мастер-класс Евгения Евгеньевна начала с просмотра видеофрагмента меняющихся картинок природы нашей Родины под звучание песни «У моей России» и пояснила, что просмотр видеофрагментов в начале урока можно использовать для актуализации знаний, мотивации, постановки проблемы или проблемной ситуации. Затем педагог предлагает участникам мастер-класса МКОУ С(К)ШИ № 116 сорвать с «Древа честности, древа мудрости и жизни» по листочку, на котором написаны вопросы, и честно ответить на них. Как прокомментировала Евгения Евгеньевна, такой метод она используют на разных этапах урока для того, чтобы дети с интересом включались в работу, проявляли повышенную активность, развивали позитивные стороны личности.

         Следующий прием, который был показан педагогам – это работа со словарем. Им было предложено посмотреть определение слова «Родина» в словаре Ожегова. После обсуждения еще одного фрагмента видеофильма, в котором дети говорят о том, что такое Родина, участникам мастер-класса было предложено выполнить задания по группам и стать «Хранителями своей страны» по направлению: «Известные люди России и наши земляки», при этом использовался наглядный материал для решения проблемного вопроса: чем богато наше Отечество. Следующее направление: «Карта страны» - использовался для того, чтобы назвать качества людей, живущих в нашей стране. Третье направление – «Солнце Родины». Благодаря этой игре дети видят, как много мы просим у Родины, как много хотим от нее получить, и как мало даем взамен, таким образом, школьники начинают задумываться, как изменить эту ситуацию. В заключение мастер-класса педагоги составили синквейн на темы: Родина, патриот, народ.

          Подводя итоги практической части семинара, необходимо отметить, что цели и задачи мастер-классов были достигнуты – педагоги познакомились с активными приемами и методами работы, используемыми на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности по предметной области ОДНКНР, и представленными в методических разработках учителей – участников конкурса. Педагогов заинтересовал опыт коллег, они активно выполняли задания, обсуждали предложенные вопросы. На всех этапах мастер-классов звучали подробные комментарии по использованию той или иной формы работы с детьми. Учителя отметили, что знания, полученные в ходе обмена опытом, будут использоваться ими в профессиональной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

          Хочется закончить словами К. Д. Ушинского: «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни». Это в полной мере можно отнести как к процессу самообразования педагога, так и к духовно-нравственному воспитанию детей. (Фото)

 

Методист МКУДПО «ГЦРО» Драгун Е. М.