Чем старше становится ребенок, тем больше возможностей должна давать система образования

Какими качествами должен обладать современный школьник и студент, чтобы стать успешным в современном мире? В рамках первого дня Гайдаровского форума состоялась сессия «Профессиональная и социальная успешность. Школа и вуз – чей вклад весомее?», посвященная влиянию различных институтов образования на социальную и профессиональную успешность молодых людей.

Участниками дискуссии стали министр просвещения России Сергей Кравцов и министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.

Главы ведомств сошлись во мнении, что вслед за изменениями экономики, вызванными различными условиями, в том числе и пандемией, меняются и критерии успешности.
В этой связи сегодняшняя система образования должна уже сейчас прогнозировать, каким может быть мир через 10-20 лет, и готовить специалистов, способных адаптироваться к работе в новых реалиях. Причем, по мнению министров, эта работа должна вестись не только в стенах школы или вуза, но и за их пределами – в системе дошкольного образования и, что немаловажно, в семье.

«Первое, от чего никогда нельзя отказаться, – это от базовых знаний. Золотая медаль – это базовые знания того или иного предмета, и ее ценность сохраняется и сейчас. Второе важное звено – это пробы, реальные ситуации и задачи, которые дадут молодым людям возможность себя попробовать», – уверен Сергей Кравцов. 
По его словам, школьникам необходимо дать возможность встречаться с успешными людьми из самых разных сфер – бизнесменами, политиками, которые своим личным примером способны замотивировать подрастающее поколение. Кроме того, важным звеном является общение со сверстниками не только внутри класса и школы, но и с ребятами из других школ и регионов.

Валерий Фальков добавил, что в современных реалиях как школе, так и университету важно сформировать в молодых людях навыки «человека, готового творить новое, рисковать и идти вперед». «Школа в каком-то смысле должна не отбить желание учиться. Не просто предоставить багаж знаний, но и сохранить мотивацию», – отметил он.

Министр считает, что на текущий момент существует запрос на изменение образовательной модели, формирование особого типа компетенций – тех, которые помогут студентам не бояться творить новое, готовить их к тому, чтобы они были способны самостоятельно открывать свои лаборатории, создавать новые рабочие места, экспериментировать.
«Все это мы должны формировать, в том числе и в старших классах, через погружение в реальные проекты. Школьник или студент должен иметь возможность попробовать себя. Мы должны дать им возможность рисковать в мысли и в действии, возможность сделать выбор. На сегодня, к сожалению, в классическом образовании за тебя практически все предопределено», – полагает Фальков. По его мнению, чем старше становится ребенок, тем больше возможностей для выбора должна давать ему система образования. «Это вызов для всей системы образования в целом. Если мы хотим достичь те цели, о которых говорим здесь, нам предстоит очень многое сделать и многое перестроить».

В то же время меняется и сама по себе профессия учителя и преподавателя. Так, Минпросвещения России уже сегодня меняет подходы к подготовке педагогов: например, в прошлом году повысился средний балл поступления в педагогические вузы, а в будущем году министерство намерено сформировать 5 тысяч предпрофильных классов для тех школьников, которые впоследствии смогут стать первоклассными учителями.

По мнению главы Минобрнауки России, преподавателя в университете тоже ждут изменения, ведь он больше не обладает монополией на знания, и именно поэтому университеты должны измениться. «Студент идет туда, где есть интересные преподаватели. А они там, где есть исследования. Именно поэтому я полагаю, что будущее университетов в развитии в них науки. Ученые сами готовы рисковать и способны научить студентов выходить за рамки своей профессии», – уверен министр.

 

Источник: https://www.edu54.ru/