Опубликовано
Проблема обучения чтению не теряет свой актуальности на этапе реализации ФГОС НОО, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и относятся к универсальным учебным действиям. Школьник, хорошо владеющий навыками смыслового чтения и работы с текстом более успешен в освоении образовательных программ.
Вопросы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования читательской грамотности детей младшего школьного возраста обсуждались 31 октября 2018 года на форсайт-сессии, на которой были подведены итоги реализации районного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» в соответствии с ФГОС НОО».
На мероприятии в МАОУ «Гимназия № 12» присутствовали более 150 чел.: методисты МКУДПО «ГЦРО», представители МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», специалисты образовательных организаций города Новосибирска, в том числе дошкольных учреждений, представители родительской общественности.
Открыла работу форсайт-сессии Колесникова Т. В., старший методист МКУДПО «ГЦРО», руководитель ТГМ Калининского района. Она отметила, что методистами Калининского района уже реализованы два районных проекта, но методический проект по смысловому чтению - особенный. Во-первых, это проект межучережденческий, где были привлечены специалисты центра «Магистр», во-вторых в рамках проекта проведено исследование заявленного «конструктора» и в-третьих проект на заключительном этапе реализации прошёл внешнюю экспертизу в комиссии конкурса «УчСиб-2018» и получил Большую Золотую медаль.
Методист городского центра развития образования Драгун Е.М. в своем выступлении еще раз актуализировала проблему читательской грамотности школьников. Она коротко познакомила слушателей с организацией сетевого взаимодействия проблемно-творческих групп педагогов в рамках проекта. Кроме того, Елена Михайловна подчеркнула преимущества именно такой формы профессионального взаимодействия, позволяющей повысить их профессиональный уровень, осуществить непрерывность самообразования и создать продукт, направленный на оказание методической поддержки всем участникам образовательных отношений по вопросу формирования и развития навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста.
Большой интерес вызвало выступление С. В. Гольцер, заместителя директора по НМР, канд. филолог. наук, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 83. Светлана Владимировна в форме размышления и обращения к слушателям осветила вопрос: «Смысловое чтение: можно ли научить?», обозначив особенности развития ребенка, специфику работы человеческого мозга при обработке информации.
Единому подходу психолого-педагогического сопровождения младших школьников в процессе формирования у них читательской грамотности» было посвящено выступление Гетман Н. В., педагога-психолога МАОУ «Гимназии № 12», канд. псих. наук, заведующего отделом практической психологии МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр». Наталья Викторовна обратила внимание педагогов на то, что в основе чтения лежат психические процессы, поэтому педагогам важно работать в тесном взаимодействии с психологами, логопедами. Она познакомила участников сессии с целями, задачами, продуктом проекта – методическим пособием «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом у детей (в соответствии с ФГОС). Было подчеркнуто, что данное методическое пособие является единым системным методическим компонентом, включающим в себя Конструктор, позволяющий провести методику первичной диагностики уровня сформированности навыков смыслового чтения и работы с текстом у обучающихся начальных классов и исследовать трудности ребенка в формировании данного навыка. В нем содержатся развивающие педагогические упражнения, направленные на устранение затруднений, а также дневник для родителей «Читаем с удовольствием!», позволяющий оказать им методическую помощь в вопросах формирования смыслового чтения у детей и повысить их роль как участников образовательных отношений в обеспечении развития читательской грамотности детей.
Во второй части мероприятия слушателям в рамках треков были представлены мастер-классы, на которых участники проекта более подробно представили разработанное методическое пособие, познакомили педагогов с развивающими педагогическими упражнениями Конструктора. Участникам мастер-классов была дана возможность в роли детей выполнить несколько упражнений под руководством модераторов.
На треке № 1 «Возможности использования «Конструктора» в развитии аффективно-эмоциональной сферы детей», модератором которого являлась Палицкая Н. В., педагог-психолог МБОУ ВСШ № 27, педагоги – участники проекта: Лазарева В. В., педагог-психолог ГАОУ НСО «Общеобразовательная школа-интернат с углубленным изучением предметов спортивного профиля» и Цешковская Я. С., педагог-психолог МБОУ Лицей № 126 познакомили специалистов образовательных организаций и родителей с упражнениями, направленными на устранение трудностей в развитии аффективно-эмоциональной сферы ребенка.
В рамках трека № 2 «Регуляторно-волевая сфера как основа формирования навыков смыслового чтения у детей» (модератор Гетман Н.В.) специалисты МАОУ «Гимназии № 12»: Савина О. А., Качура Г. В., учителя начальных классов, Сахарова М. Н., учитель начальных классов, заместитель директора по УВР, Макарова О. В., педагог-психолог продемонстрировали возможности Конструктора в устранении трудностей развития регуляторно-волевой сферы младших школьников.
Развитие коммуникативной сферы личности ребенка как условие успешного формирования навыков смыслового чтения – тема трека № 3, обсуждался вопрос влияния уровня сформированности коммуникативной сферы личности ребенка на развитие навыков смыслового чтения. Педагоги под руководством участников проекта – Петляк Г. К., учителя-логопеда МБОУ Лицея № 28, Штельвах А. В., заместителя заведующего отделом практической психологии МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», модератора трека, рассмотрели и выполнили упражнения, способствующие развитию коммуникативной сферы детей.
Трек № 4 был посвящен проблеме развития когнитивной сферы личности ребенка для формирования навыка понимания текста (модератор Иншакова М. В., педагог-психолог МБОУ СОШ № 8). В рамках мастер-класса специалистов МБОУ СОШ № 8 (учителей начальных классов Безносовой О. А., Билле О. В., педагога-психолога Иншаковой М. В.) были рассмотрены следующие вопросы: диагностика нарушений когнитивной сферы обучающихся, влияющих на освоение навыков смыслового чтения; значение когнитивной сферы и применение Конструктора и дневника для родителей в целях формирования навыков смыслового чтения и работы с текстом у детей младшего школьного возраста.
При подведении итогов мероприятия была разработана трек-карта, в которую были внесены предложения по итогам работы каждого трека. В целях успешного освоения образовательных программ НОО в рамках психолого-педагогического сопровождения реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» и осуществления единых требований к обучающимся было предложено рассмотреть возможность использования методического пособия «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом (в соответствии с ФГОС)» специалистами образовательных организаций и родителями в работе с детьми младшего школьного возраста. Кроме того, педагогами поддержано предложение продолжить проектную деятельность по проблеме формирования смыслового чтения у обучающихся на уровне дошкольного и основного общего образования.
Методист МКУДПО «ГЦРО» Е. М. Драгун