Духовно-нравственное воспитание как приоритет стратегии воспитания: традиции и новации

На протяжении последних десятилетий в российском обществе проходит глубокая структурная трансформация социально-экономической, политической и духовной жизни. Этим вызван широкий интерес общественности к модернизации образования. Благодаря социально-экономическому развитию России выстраивается государственная политика в сфере образования. Проведение реформ и инноваций представляет собой перманентный процесс модернизации образования, которое должно быть неразрывно связано с духовно-нравственным воспитанием. Федеральный государственный образовательный стандарт актуализирует роль образования как единого процесса обучения и воспитания.

На государственном уровне приняты документы, определяющее духовно-нравственное воспитание как приоритет стратегии воспитания (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Концепция развития дополнительного образования детей, Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы, Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года и др.). Решение задач духовно-нравственного образования требует преобразования педагогической реальности на всех ее уровнях – не только процесса обучения, но и системы воспитательной работы в образовательном учреждении, работы с семьей и т.д. Об этом шла речь на районной августовской конференции.

«В 2018 году город Новосибирск празднует свое 125-летие. Прошло 60 лет с момента создания Советского района. В апреле прошло торжественное мероприятие, посвященное 60-летию районной системы образования.

И тогда, когда закладывались основы, определялись подходы и приоритеты ее развития, и сегодня, в современных условиях, серьезной задачей государства и общества являлось и является формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующемуся на высоком уровне духовного развития личности и основанному на традиционных российских ценностях. Центральную роль в реализации этой задачи играет система образования, воспитательная деятельность, которая учитывает традиции отечественной педагогики и школы.

Вместе с тем, мы понимаем, что процессы глобализации, идущие в современном мире, новые технологии и фундаментальные социальные сдвиги трансформируют образование, раскрывают новые возможности, расширяют границы социализации человека. Мы не можем не реагировать на изменения и не задавать себе вопрос: «Кого же мы воспитываем в 21 веке?». Каковы векторы содержания воспитания ребенка сегодня?

Воспитание духовности, нравственного поведения, гражданских и патриотических чувств – самое сложное и одновременно необходимое направление в развитии личности. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы», - с этих слов начала свой доклад на пленарной части августовской конференции педагогических работников Советского района Зинаида Александровна Гребнева, начальник отдела образования администрации Советского района.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Основы духовности, нравственности, патриотизма в дошкольном возрасте возможно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематической работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых, опираясь на традиции отечественной педагогики, находить новые методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы.

Примерами такой работы служат флешмобы «Салют Первомай!» и «Славься, победа», объединяющие детей, педагогов, родителей ДОУ, цикл занятий «Уроки доброты», традиционный районный фестиваль дошкольных учреждений, посвященный Дню народного единства, районный смотр-конкурс «Аты-баты дошколята». Итоги работы по духовно-нравственному воспитанию были подведены на районной конференции для воспитателей и руководителей дошкольных учреждений по теме «Наши заботы о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» в рамках Рождественских Образовательных Чтений.

Зинаида Александровна также отметила, что: «Любое воспитание и развитие начинается в семье.  Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Региональный координатор Федерального проекта «Крепкая семья» в Сибирском округе Ирина Германовна Путинцева оказала поддержку и содействие в организации родительского клуба. На площадке образовательного центра «Горностай» активисты родительского сообщества провели первую встречу знакомства с понятиями «гуманной педагогики». Участники первого родительского клуба планируют проводить встречи, уроки, семинары и т.д. Идея простая – соединить ребенка, родителя и учителя в доброе плодотворное общение. Пример создания подобного клуба достоин подражания, как и деятельность учреждения в данном направлении воспитательной работы».

В каждом образовательном учреждении Советского района существуют свои подходы к организации духовно-нравственного воспитания, например, в МБОУ СОШ № 165 создана практико-ориентированная модель образования, опирающаяся на историко-культурные и духовно-нравственные традиции казачества, и апробированы концептуальные подходы и педагогические технологии, методический инструментарий казачьего кадетского образования; в МБОУ гимназия № 3 в Академгородке традиционно ежегодно проводится реконструкция исторических событий в форме «Погружения в эпоху», в прошедшем году был организован и проведен фестиваль старшеклассников «Живой журнал», посвященный 100-летию Октябрьской революции, в гимназии действует региональный проект «Школа детей для детей», МБОУ СОШ № 121 «Академическая» является активным участником акции «Эстафета патриотизма поколений», проектов «Бессмертный полк» и «Музей боевой славы воинов-сибиряков «Землянка»», команды МБОУ СОШ № 102 успешно участвуют в городских и районных военно-спортивных мероприятиях, Центр Детского Творчества выпустил альманах «Мой любимый Советский район», посвященный 60-летию нашего района.

Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС предполагает, прежде всего, организацию для них социальной практики. Вожатское и волонтерское движения, существующие в районе более 10 лет, способствуют формированию у ребят активной гражданской позиции, социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения.

В районе создано 15 волонтерских отрядов в школах и 8 в детских садах. В календаре добрых дел волонтеров района 11 благотворительных акций.

Подводя итоги, З.А. Гребнева сказала: «Вступив в Десятилетие детства, мы должны делать все, чтобы наши дети получили качественное образование, могли заниматься творчеством и спортом, выбрать профессию по душе, реализовать себя.  А значит быть интеллектуально развитыми, любознательными, успешными и востребованными членами общества.

Наша задача – создавать условия для их развития и поддержки, так организовать образовательное пространство, чтобы подготовить ребят к жизни в высокотехнологичном мире. Но, вместе с тем, нельзя забывать о не менее важной задаче - формирования базовых ценностей, нравственных и смысловых установок личности. Ведь объединяя усилия по воспитанию наших детей, мы повышаем эффективность совместной работы, что позволяет в системе решать новые задачи».

Талышева Любовь Пантелеевна, директор Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, Почетный работник системы общего образования в выступлении «На пути к обновлению содержания образования» рассказала о школьных, районных и городских проектах, инициаторами которых они являются. После нее выступил образцовый хор гимназии «Радонеж».

Давыдов Максим Евгеньевич, директор МБОУ СОШ № 165 имени В. А. Бердышева, осветил практику духовно-нравственного воспитания в школе № 165 имени В. А. Бердышева, как ответ на духовные вызовы XXI века.

О влиянии интернет-среды на духовно-нравственное воспитание школьников поведала Соседкина Наталья Валерьевна, учитель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 3 в Академгородке.

Кузнецова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 80, классный руководитель 6 «Б» класса говорила о роли классного руководителя в воспитании современной личности.

Патриотическое воспитание дошкольников как основа духовно-нравственного воспитания было представлено в сообщении Кузенковой Ольги Яковлевны, руководителя детского сада № 165.

Со словами приветствия к собравшимся обратились Оленников Дмитрий Михайлович, глава администрации Советского района, Рягузов Денис Евгеньевич, начальник контрольного управления Новосибирской области и Талышинская Инна Александровна, начальник отдела общего образования Департамента образования мэрии города Новосибирска.

Традиционные августовские встречи не только помогают учителям и воспитателям делиться опытом, но и позволяют шире взглянуть на привычное дело, которое,  судя по результатам работы и активному стремлению к саморазвитию, никогда не станет для них рутинным. Об этом также говорит и активность педагогов на традиционных районных августовских секциях методических объединений, которые прошли накануне конференции – 28 августа. Секции начинались с междпредметного научно-практического семинара для учителей ОО Советского района по теме: «Пропедевтика инженерного образования. Точка зрения. Траектория», на котором обобщили опыт и провели мастер-классы педагоги района. После семинара педагоги плодотворно отработали также и на своих секциях.

По словам Д.С. Лихачева, содержание образования должно решать две базовые задачи: давать знания и воспитывать нравственного человека. Темы августовских встреч этого года говорят о том, что эти слова актуальны и в наше стремительно меняющееся время.

 

Старший методист ТГМ Советского района МКУ ДПО «ГЦРО» Светлана Николаевна Макарова

Методист ТГМ Советского района МКУ ДПО «ГЦРО» Татьяна Леонидовна Шамасова