Единый районный методический день учителей математики

Математика - это язык, на котором написана книга природы.

(Г. Галилей)

Сегодня трудно переоценить важность математического образования школьников. Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, она является необходимым компонентом экономики. Создание современных информационных и коммуникационных технологий является, прежде всего, математической деятельностью.

В соответствии с планом работы отдела образования и методической службы Калининского района 18 апреля на базе МБОЦ Лицея № 81 прошёл Единый районный методический день учителей математики по теме «Современные подходы к качеству математического образования в условиях введения и реализации ФГОС».

В мероприятии приняли участие 53 человека, в том числе к.п.н., заместитель директора по научно-методической работе МАОУ ОЦ «Горностай», член правления ассоциации учителей математики НСО М. И. Мазур, 41 учитель математики Калининского района, 8 педагогов из других районов города Новосибирска.

Открыла работу методического дня руководитель районной методической службы, ст. методист Колесникова Т. В. Она подчеркнула важность проведения педагогических встреч в формате практико-ориентированных методических дней, инициатором которых стала методическая служба района. Татьяна Викторовна напомнила, что основной целью таких мероприятий является оказание методической помощи педагогам, реализующим ФГОС.

Научно-технический прогресс, модернизация российской системы образования, повышение требований к уровню подготовки выпускников школы, введение новых образовательных стандартов, обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. Отсюда вытекает важность и актуальность работы с одарёнными и высокоинтеллектуальными детьми. Самым главным условием является то, что учитель сам должен соответствовать высокой квалификации, обладать огромным интеллектуальным потенциалом и запасом знаний, что требует от него постоянного самообразования. Этому было посвящено выступление Мазур Марии Ивановны по теме «Личность учителя через призму педагогической науки, профессионального стандарта и восприятия одаренного ученика».

Любовь Алексеевна Эрмиль, руководитель районного методического объединения учителей математики, рассказала учителям об особенностях применения коллективного способа обучения математике в соответствии с ФГОС.

Далее по программе методического дня было представлено 6 мастер-классов по направлениям «Современный урок» и «Внеурочная деятельность».

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на уроке и во внеурочное время. Мастер-класс по теме «Игровые технологии во внеурочной деятельности по математике» провели Шайхатдинова Р.Ш. и Ухалова Т.Ю., учителя математики МБОУ СОШ № 203. В ходе мастер-класса были представлены основные результаты деятельности по внеклассной работе с применением презентационного сопровождения, а также педагоги познакомились с интеллектуальной игрой «Активити».

Актуальность темы мастер-класса Касаткиной О.А., учителя математики МБОУ Лицея №81: «Разработка интерактивных заданий в программе Notebook для ИД Smart» подтверждается необходимостью развивать у учителей умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Ольга Александровна на примере отдельных этапов урока показала подготовку и создание заданий к активной познавательной деятельности, а также предложила коллегам методические задания, упражнения, позволяющие самим попробовать работать в этой программе.

Математика – один из самых сложных школьных предметов и вызывает трудности у многих обучающихся. Математические способности, которыми обладают школьники – различны, активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Сидина И. Ю., учитель математики МБОУ Лицей № 81 использует метод «Fishbone» при организации повторения и обобщения при подготовке учащихся к итоговой аттестации». Как Ирина Юрьевна это делает, она рассказала, проведя мастер-класс по теме «Применение метода «Fishbone» при организации повторения и обобщения при подготовке учащихся к итоговой аттестации».

Достижение результатов невозможно без широкого использования в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения. Среди интерактивных методов обучения все более популярным становится кейс-метод. Своим опытом в этом направлении поделились Плотникова Н. В. и Моторина Ж.И. учителя математики МАОУ «Гимназия № 12». Они представили педагогам мастер-класс по теме «Применение кейс-технологий на уроках математики».

Одним из основных направлений своей педагогической деятельности учитель математики МБОУ Лицея №126 Белова О.В. считает развитие универсальных учебных действий. На мастер-классе по теме «Использование различных методов решения планиметрических задач» она продемонстрировала основной принцип деятельностного подхода в обучении, который состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Участники мастер-класса решили разными способами одну задачу, затем обсудили особенности каждого способа решения и целесообразность применения каждого метода на уроках математики.

Основная цель современного образования – формирование новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества. МБОУ СОШ № 151 участвует в проекте «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области», цель которого – создание условий для предоставления всем обучающимся в НСО равного доступа к качественному образованию через формирование региональной системы дистанционного образования учащихся НСО с использованием информационно-образовательных технологий как элемента современной информационно-образовательной среды.

Цифровые технологии кардинально изменили возможности учителей в преподавании различных дисциплин: процесс обучения протекает не только в классах, он переместился в вертуальную среду всемирной Интернет – паутины. Почивалова С. Н., учитель математики МБОУ СОШ № 151, представила свой опыт по теме: «Дистанционное обучение как компонент формирования современной образовательной среды (на примере факультативного курса «Геометрия 7». Светлана Николаевна познакомила педагогов с особенностями использования в образовательном процессе сетевой дистанционной школы НСО и с обучающей системой Moodle.

В ходе подведения итогов Единого методического дня был использован метод «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно. Педагогами были отмечены положительные моменты введения ФГОС, такие как изменение в целеполагании, опора на мотивацию ученика и системно-деятельностный подход, а также указаны трудности, с которыми сталкиваются педагоги в процессе реализации требований новых стандартов.

Итоги Единого районного методического дня подвела Колесникова Татьяна Викторовна, руководитель методической службы Калининского района. Она отметила, что методический день прошел в плодотворной и творческой атмосфере, такие формы работы имеют важное значение в повышении уровня профессиональных компетенций современного учителя.

Методист МКУДПО «ГЦРО» Е. М. Драгун,

руководитель РМО учителей математики Л. А. Эрмиль