Феномены ГОРНОСТАЯ

«Феномен – та изменчивая часть бытия, которая воспринимается в ощущениях, в противоположность тому, что может мыслиться о предмете» (энциклопедический словарь Ф Броггауза и И Ефрона). Собственно, с этих ощущений и началось знакомство молодых педагогов – будущих управленцев от образования с удивительным непохожим на все увиденное ранее в новосибирских школах пространство под названием «Образовательный центр «Гимназия «Горностай». 2900 обучающихся, 179 педагогов, 4500 родителей.

Какой быть школе в пространстве «территории с высоким интеллектуальным запросом», если говорить о месте расположения гимназии? – Несомненно, отвечающей вызовам времени! Но вопреки новомодным «технологиям БУДУЩЕГО» здесь удачно сочетаются и традиции советской школы № 204, и гимназии №6 «Горностай», появившейся на ее базе уже в постперестроечные времена, и современного образовательного холдинга – единственного в Новосибирской области.

Первый ответ мы получили от директора гимназии Ирины Германовны Путинцевой: «Привлечение талантливых учителей и родителей». Заметим, что сама Ирина Германовна – талантливый учитель русского языка, многие ее ученики успешны в олимпиадах и едином экзамене (феномен первый).

В гимназии есть родители, которые стали учителями этой школы. Неслучайно в деятельности управляющего совета (создан одним из первых в нашем городе, его возглавляет Яковлев Олег Германович) работают проекты и программы с непосредственным участием родителей. Эта работа носит многолетний системный характер, в которой директор и коллектив – участники на равных с родителями. К примеру, брендбук гимназии – уникальный, далеко не дешевый проект, создан по желанию и при участии родителей. В этой школе нет дефицита кадров (феномен второй).

Высокий результат на ЕГЭ не в «натаскивании» учеников, а в создании среды для получения высокого результата (феномен третий). «Для нас важен любой успех. Наши партнеры – интересные люди, и как известно «неинтересные никому не интересны. У нашей школы свой путь развития. Мы не похожи на других» (Путинцева И.Г.).

Наблюдая за своими молодыми коллегами, я увидела их впервые за весь курс обучения такими притихшими и удивленными: вроде вокруг все просто, внешне обычная школа, нет не супероформленных рекреаций, нет единой формы одежды, но как-то все гармонично и уютно. Честно говоря, волновалась за их вопросы к Ирине Германовне. Ан, нет! Все получилось в итоге блестяще! Зацепила их эта школа.

После выступления директора вопросы от будущих управленцев прозвучали выверенно с точки зрения осмысления происходящего: разговор пошел об управленческих составляющих этой школы (С.Барчан, Д.Яковлев), о возможностях дистанционного обучения (Е.Буреев), о перспективах дошкольного образования (В.Бочкарева), об инклюзивном обучении (К.Пасюкова), «о гуманной педагогике» (В.Бочкарева) и т.д.

В завершении по доброй традиции наших встреч с руководителями новосибирских школ ребята высказали свое мнение. Приведу несколько их фраз, «упавших на душу»: «Это не школа – это «очаг очень развитой цивилизации» (Денис Яковлев, учитель истории и обществознания школы № 40).

«Произошедшее сегодня важно для моего личного развития. Я хочу измениться» (Владимир Рыбась, учитель истории и обществознания школы № 177).

«На городской педагогической ассамблее мы – участники конкурса «Педагогический дебют» заявили о своем главном профессиональном кредо «быть, а не казаться». Сегодня я поняла, что такое быть» (Елена Булаева, заместитель директора по УВР лицея № 81).

«На одной из педагогических мастерских директор школы № 165 М.Е. Давыдов познакомил нас с термином культура согласия. Сегодня я поняла это на практике (Ирина Маркович – методист Дома Учителя).

«Такая атмосфера в этой школе, что хочется остаться» (Олег Седых – учитель физики аэрокосмического лицея им. Ю.Кондратюка).

«Самое главное, что я сегодня осознала: ГОРНОСТАЙ – это идеология» (Катарина Пасюкова, учитель-дефектолог специальной (коррекционной) школы № 1).

«Мы впереди планеты всей» (Николай Григорьев – учитель китайского языка гимназии «Горностай»).

В этой школе я не первый раз и всегда ухожу с совершенно отличным от предыдущего впечатлением, открываю для себя всегда новые ощущения. И все же лучшим подтверждением результативности всего происходящего в этих стенах стали, на мой взгляд, слова ученицы медиакласса гимназии Катерины, которая провела для нас ознакомительную экскурсию по школе: «Здесь мне комфортно. Здесь я с 8 утра и до семи вечера, и нет желания уходить!» (феномен четвертый).

А потом мы потеряли счет этим феноменам, да и необходимость в этом пропала сама собой. «Сказали ГОРНОСТАЙ и не надо объяснять» – эти слова Ирины Германовны Путинцевой в резюме нашей встречи еще раз подтвердили все впечатления от этой удивительной школы.

На нашу просьбу о пожелании слушателям курса – будущим управленцам Ирина Германовна ответила: «Любите жизнь. Будьте увлеченными, непрерывно развивайтесь. Открывайте свои сердца детям и давайте им возможность раскрыться. У каждого руководителя должна быть стратегия управления, главными из которых – человеческие ресурсы (важно, кто идет за тобой). Помните: деньги как поощрение для человека работают только 3 минуты, доброе слово работает всегда!»

Уважаемая Ирина Германовна, уважаемый коллектив, успехов и творчества, радости созидания, мира и благоденствия!

От имени участников встречи с благодарностью Н. Дягилева

По материалам сайта nios.ru