ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Время стремительно идет вперед. Мы являемся свидетелями и участниками глобальных изменений современного мира: геополитических, экономических, социальных и многих других. Жизнь ставит перед нами непростые задачи, требующие глубокого профессионального подхода и взвешенных моральных решений. А значит, нужны специалисты иного уровня, способные к принятию таких решений и воплощению их на практике. Инженерные классы – новая актуальная тенденция в системе обновляющегося школьного образования, предполагает модель обучения, основанную на формировании компетенций будущего инженера, что соответствует требованиям нового государственного стандарта. В феврале 2016 года творческой группой педагогов МБОУ Лицей № 126, в рамках реализации регионального экспериментального проекта «Специализированные классы», проведен семинар-практикум по теме «Формирование компетенций будущего инженера у учащихся специализированных классов». В работе семинара приняли участие 58 человек: представители НГТУ и педагоги 33 общеобразовательных организаций из 6 районов города Новосибирска, а также областных центров – Купино, Карасука, Бердска, Татарска, Кольцово, Краснообска. Собравшихся приветствовали директор лицея Черявко Ю. Ю. и начальник отдела общего образования Главного управления образования мэрии Аникина Л. А. Опыт практической работы педагогов лицея был представлен на мастер-классах по математике, информатике и ИКТ, физике, спецкурсам «Решение нестандартных задач», «Инженерная графика», психологическому тренингу. Эрмиль Любовь Алексеевна, учитель математики высшей квалификационной категории, представила мастер-класс по теме «Длина окружности. Площадь круга» в форме ролевой игры и показала применение теоретических знаний при решении практических задач. Учащиеся активно работали в группах «проектировщиков», «конструкторов», «экологов», привлекали знания, полученные на других предметах, использовали ноутбуки. Белова Ольга Викторовна, учитель математики высшей квалификационной категории, на своем мастер-классе «Практическое применение прогрессии» показала, что математика является универсальным инструментом для изучения множества других дисциплин на примере решения практических задач интегрированного характера. Выполняя их, ученики инженерного класса осваивают не только математические понятия, но и учатся связывать их с понятиями из физики, химии, биологии, географии, но самое главное, ученики с помощью задач осваивают те понятия, которые им необходимы в разных областях жизни. Федуро Валентина Ивановна, учитель математики высшей квалификационной категории, и ученики 10 специализированного математического класса в рамках мастер-класса по теме «Решение неравенств методом рационализации» решали сложные нестандартные математические задачи методом рационализации. Габриэль Татьяна Васильевна, учитель информатики высшей квалификационной категории, на мастер-классе по теме «Информация и вероятность» продемонстрировала возможности интеграции дистанционного и очного обучения, применения дополнительных информационных ресурсов. Липачук Наталья Владиславовна, учитель информатики высшей квалификационной категории, на мастер-классе «Численные методы решения уравнений с помощью компьютера» показала применение математических моделей и компьютерного моделирования систем, т.к. в настоящее время инженеры работают со все более сложными системами, что затрудняет использование физических моделей и повышает значимость компьютерного моделирования и важно уже в школе сформировать у учащихся эту компетенцию. Учащиеся 8 специализированного класса и Попова Наталья Игоревна, учитель физики высшей квалификационной категории, обобщая тему «Электричество» «работали» инженерами-проектировщиками и наладчиками оборудования освещения, отопления и вентиляции помещений, показав не только хорошее знание теории, но практические навыки. Лапиков Александр Афанасьевич, учитель технологии высшей квалификационной категории, на мастер-классе спецкурса «Инженерная графика» показал практическое владение учащимися решения технических заданий в среде «Inventor 16». На психологическом тренинге Дзенис Светлана Филипповна, психолог высшей квалификационной категории, и ученики 8 специализированного класса выполняли задания на формирование системного мышления, необходимого будущим инженерам. По окончании мастер-классов участники семинара продолжили работу в актовом зале. Перед ними выступили представители Новосибирского государственного технического университета. Селезнев Вадим Александрович, доктора физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой инженерной математики НГТУ, куратор команды преподавателей НГТУ, работающих с учащимися лицея говорил о преемственности образования в системе школа-вуз, о необходимости новых взглядов и подходов в формировании основ образования будущего инженера. Петров Никита Юрьевич, старший преподаватель кафедры общей физики НГТУ, и Баранов Александр Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики НГТУ, представили на семинаре разработанный совместно комплексный элективный курс по физике, а также продемонстрировали результаты работы с учащимися специализированных классов лицея. Вихорева Валентина Дмитриевна, заместитель директора по УВР, куратор проекта, рассказала о работе педагогического коллектива по созданию в лицее образовательной среды, способствующей формированию основ инженерных компетенций у учащихся специализированных классов, участникам семинара были представлены видео интервью с обучающимися лицея, начиная с младших школьников и заканчивая старшеклассниками, о понимании основ профессии «Инженер». При подведении итогов семинара педагоги отметили его практико-ориентированную насыщенность, интересные темы занятий и формы взаимодействия с обучающимися, системную и эффективную работу лицея с высшими учебными заведениями нашего города. Вихорева В. Д., заместитель директора по УВР МБОУ лицея № 126, Драгун Е. М., методист МКУДПО «ГЦРО»