Форсайт для педагогов-психологов

Во все времена люди стремились заглянуть в будущее и узнать события грядущего. В 21 веке такая возможность появляется у каждого человека. Так, педагоги  - психологи Ленинского района стали участниками RapidForesight – сессии «Подходы к организации профилактической работы». В качестве модератора сессии выступила руководитель РМО Мальцева Анна Александровна, педагог – психолог, заместитель директора МБОУ СОШ № 92.

Данный формат коммуникации выбран не случайно. Он позволяет участникам договориться по поводу образа желаемого будущего,  сформировать последовательность действий для его достижения.

На этапе префорсайта участниками был проведен обзор источников по предмету работы, собраны статистические данные по заявленной проблематике от школ – участников сессии, проведен анализ общественного мнения и текущей ситуации. Педагоги – психологи смогли обозначить  четкие различия между истинно профилактической работой и коррекционной работой в образовательных организациях, сделать вывод о том, что некоторая часть профилактических мер заменяется коррекционными.

На этапе генерации во время работы с картой форсайта были выделены временные промежутки и обозначены конкретные действия участников. Наибольший отклик вызвал вопрос об обстоятельствах будущего, которые станут определять необходимость изменений подхода к построению профилактической работы на уровне района.  Современные подростки ежедневно сталкиваются с негативными событиями, широко транслируемыми СМИ; в школьное сообщество приходят такие явления, как: school shooting, bullying и многие другие. В связи с этим перед педагогическими коллективами образовательных организаций и педагогами – психологами встает необходимость обучения детей и подростков безопасным формам поведения, формированию социальной умелости. Сформированная социально – психологическая умелость участников образовательных отношений даст возможность для компетентного выбора личностью жизненного пути, самостоятельного решения проблем, реализации в практическом взаимодействии умения анализировать жизненные ситуации и на этой основе выбирать соответствующее поведение, исключающее психологическое насилие.

В качестве основных событий, которые должны войти в систему профилактической работы школ, были предложены следующие: интерактивные недели психологии, акции, квесты, челленджы и марафоны, направленные на формирование адекватных поведенческих стратегий, демонстрируемых впоследствии в реальных жизненных ситуациях.

Каким в этой связи должен стать специалист системы профилактики? Необходимо ли формировать новые компетенции? Вопросы, требующие разрешения и дальнейшей работы.