Опубликовано
18 октября на базе школы № 56 прошла городская методическая конференция «Становление современной модели муниципальной методической службы города Новосибирска». Организатором мероприятия выступил Городской центр развития образования (ГЦРО).
В работе конференции приняли участие 74 человека, среди них: представитель департамента образования мэрии города Новосибирска, сотрудники Городского центра развития образования, Городского центра информатизации «Эгида», Городского центра образования и здоровья «Магистр», Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», детско-юношеского центра «Планетарий», руководители и педагоги учреждений общего образования, социальный партнёр ГЦРО - представитель издательства «Просвещение» в Сибирском регионе ООО «СибВерк».
Открыла конференцию приветственным словом Наталья Александровна Семачева, главный специалист отдела общего образования Департамента образования мэрии города Новосибирска. Наталья Александровна отметила, что организационные и содержательные аспекты методической деятельности Городского центра развития образования как ядра муниципальной методической службы отвечают современным тенденциям развития образования, а в целом работа ГЦРО направлена на создание условий для успешного функционирования и развития муниципальной системы образования.
В ходе конференции был заслушан основной доклад «Роль городской методической службы в повышении профессиональной компетентности педагога», с которым выступил директор ГЦРО,
кандидат педагогических наук, Олег Николаевич Щербаненко.
В своем выступлении он рассказал о проблемах, достижениях и перспективах в работе муниципальной методической службы, познакомил участников конференции с основными итогами деятельности ГЦРО в 2016/2017 учебном году и приоритетными задачами на 2017/2018 учебный год.
В докладе было отмечено, что основным направлением работы Городского центра развития образования остается методическое сопровождение:
• инновационной деятельности образовательных учреждений;
• конкурсного движения в педагогической среде города;
• работы с одарёнными детьми;
• введения и реализации ФГОС;
• выставочного движения в муниципальной системе образования;
• государственной (итоговой) аттестации;
• дошкольного образования;
• процедуры аттестации педагогических и руководящих работников.
Не менее важными направлениями работы ГЦРО являются:
• образовательная деятельность по программа дополнительного профессионального образования;
• организация и проведение мониторинговых и социологических исследований;
• организация сотрудничества с издательствами для повышения квалификации педагогических кадров;
• редакционно-издательская деятельность.
Также Олег Николаевич отметил, что мероприятия, проводимые специалистами ГЦРО, имеют положительные отклики у педагогической общественности города Новосибирска. За 2016/2017 учебный год только территориальными группами методистов было проведено 1003 мероприятия, в которых приняло участие 26 538 педагогов. Тенденция к увеличению количества участников семинаров, активность педагогических работников из образовательных организаций подтверждает востребованность и значимость организуемых ГЦРО мероприятий.
После основного доклада на конференции были представлены 7 выступлений, раскрывающих основные аспекты методической работы в контексте становления современной модели методической службы города Новосибирска.
О возможности информационно-коммуникационных технологий для развития взаимодействия методического сообщества города Новосибирска в рамках реализации модели муниципальной методической службы рассказала Наталья Петровна Шевченко, заместитель директора Городского центра информатизации «Эгида».
«Взаимодействие образовательных организаций основного и дополнительного образования как вектор развития профессионализма педагогов» - тема выступления Антониды Алексеевны Дорониной, заместителя директора по научно-методической работе Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор.
Об опыте и перспективах развития деятельности ГЦРО по организации дополнительного профессионального образования рассказала Ирина Николаевна Суворова, начальник отдела повышения квалификации. По словам Ирины Николаевны, в образовательном процессе, организованном Центром, используются все ресурсы его структурных подразделений; в организации практических занятий, мастер-классов, семинаров активно задействованы образовательные организации, являющиеся лидерами на муниципальном и региональном уровне, активно участвующие и достойно проявившие себя в инновационной деятельности. В выступлении было также отмечено, что растет востребованность курсов, семинаров, проводимых ГЦРО. Количество поданных заявок от руководителей и педагогов муниципальных ОУ превышает возможности Центра. За последние три года Центр не только выполняет, но и существенно перевыполняет муниципальное задание (в 2016 году на базе ГЦРО прошли курсовую подготовку 925 слушателей – 154% выполнения муниципального задания).
О профессиональных объединениях как ресурсе повышения профессионализма педагога говорила в своем выступлении начальник отдела методической и инновационной работы Ольга Геннадьевна Петрова. Ольга Геннадьевна отметила, что для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации педагогом в новых условиях, поставленных перед ним задач, он должен обладать необходимым уровнем профессионализма, и соответственно перед методической службой также ставятся новые профессиональные задачи. «Профессионализм педагога – это основная цель методической работы, а вот профессиональные объединения в данном контексте – одна из форм достижения основной цели. В настоящее время школьные, районные, городские методические объединения – это профессиональные объединения педагогов, являющиеся частью модели муниципальной методической службы, И именно они являются тем ресурсом, который позволит работать над повышением профессионализма педагогов на новом уровне», - именно на этой мысли сделала особый акцент Ольга Геннадьевна.
Директор школы № 196 Елена Николаевна Третьякова поделилась опытом управления внутришкольной методической работой в контексте модернизации образования. Елена Николаевна отметила, что возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед – прямой результат работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.
Об особенностях методической работы в ДОУ в современных условиях рассказала старший воспитатель детского сада № 234 «Кроха», руководитель городского методического объединения старших воспитателей Надежда Николаевна Зонова. Надежда Николаевна заявила, что задача старшего воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства, которые позволят
воспитателям не только повысить профессиональный уровень, но и станут для них потребностью узнать что-то новое, научиться делать то, что они ещё не умеют.
Маргарита Юрьевна Тумайкина, старший методист ГЦРО, кандидат педагогических наук, познакомила участников конференции с приоритетными направлениями образовательной политики в деятельности муниципальной методической службы, основным из которых является
приведение методического сопровождения в соответствие с новыми
социально-экономическими условиями.
Все выступления вызвали интерес у участников конференции, а докладчики ответили на вопросы, поступившие из зала.
При подведении итогов был отмечен вклад ГЦРО в становлении современной модели муниципальной методической службы города Новосибирска, положительные результаты в процессе научно-методического сопровождения основных направлений мо¬дернизации системы общего образования.
Участники конференции также отметили:
• в системе муниципального образования формируется современная модель методической службы, основанная на взаимодействии всех заинтересованных структур, ведомств, субъектов образовательных отношений, расположенных на территории города;
• создана необходимая методическая база для поэтапного перехода и успешной реализации ФГОС дошкольного и общего образования;
• совершенствуется система повышения квалификации педагогических работников за счет обновления и расширения программ курсовой переподготовки, развития конкурсного движения, становления творческих профессиональных объединений педагогов на уровне районов и города;
• осуществляется эффективное информационно-методическое, ресурсное сопровождение инновационных проектов, реализуемых на базе образовательных учреждений и городских центров;
• системно ведется работа по профессиональному становлению и закреплению молодых специалистов;
• создана необходимая методическая база для успешной реализации образовательных проектов в образовательных учреждениях города Новосибирска по апробации эффективных механизмов и инструментов обновления содержания образования;
• осуществляется эффективное информационно-методическое, ресурсное сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений через взаимодействие городских образовательных центров.
В завершении конференции участниками была принята резолюция, в которой было предложено:
1. Отметить наличие объективных условий для формирования современной модели муниципальной методической службы в городе Новосибирске.
2. Считать приоритетными направлениями в сфере образования на 2017/2018 учебный год:
2.1 Создание условий для развития системы непрерывного профессионального образования и повышения квалификации педагогических и руководящих работников.
2.2. Совершенствование инновационной деятельности образовательных учреждений в муниципальной системе образования, увеличение числа и расширение диапазона направлений работы городских инновационных площадок
2.3. Активизацию деятельности по созданию методических объединений, творческих групп, других профессиональных сообществ на уровне города.
2.4. Совершенствование системы планирования, прогнозирования, мониторинга и экспертизы процесса развития муниципальной системы образования города Новосибирска.
2.5. Оказание адресной консультативной методической помощи руководителям и педагогам города в процессе освоения ФГОС по различным направлениям.
2.6. Системное проведение мониторинга и экспертизы состояния и перспектив развития муниципальной системы образования города Новосибирска на ближайшую и долгосрочную перспективу.
2.7. Обеспечение регулярного и оперативного освещения в печатных и электронных изданиях различных аспектов образовательной деятельности.
2.8. Расширение сотрудничества с методическими службами региона и России.
3. Предложить городским образовательным центрам учесть в текущей и перспективной работе предложения, поступившие в ходе городской методической конференции.
Резолюция была принята единогласно.
Закрепить хорошее настроение участникам конференции помогли творческие номера, с которыми выступили учащиеся школы №56.
В настоящем номере информационного вестника «Педагогическое обозрение» публикуются представленные авторами доклады и выступления.