Опубликовано
«Средство работы с детьми – педагогический поиск»
Г. С. Альтшуллер
В рамках методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 26 февраля 2016 года в детском саду № 494 состоялся городской мастер-класс по теме «Адаптированные методики ТРИЗ как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ». В работе мастер-класса приняли участие Пецух Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования НИПКиПРО Плевако Лариса Александровна, 74 педагога дошкольного образования города Новосибирска (воспитатели, учителя-дефектологи, старшие воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре).
В рамках городского мастер-класса был представлен опыт работы педагогов д/с № 195, 494, 507 (Кировского района), 174 (Дзержинского района), 348, 441 (Ленинского района), 97, 447 (Первомайского района), 74 (Калининского района) по использованию методов и приёмов теории решения изобретательских задач для активизации речевой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе мастер-класса были продемонстрированы следующие методы и приёмы ТРИЗ:
- методика обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи составлению загадок;
- дидактические игры, направленные на развитие детей, предлагаемые технологией ТРИЗ;
- ознакомление дошкольников с именами признаков и способами формулировки вопросов;
- использование возможностей Power Point при реализации адаптированных технологий ТРИЗ;
- использование элементов ТРИЗ при составлении рассказа по пейзажной картине (ОО «Речевое развитие»).
При подведении итогов участниками мастер-класса было отмечено, что использование адаптированных методов теории решения изобретательских задач в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями даёт несомненные преимущества:
- в активизации познавательной деятельности детей,
- в создании мотивационных установок на проявление творчества,
- в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами),
- повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами,
- осознанность в построении лексико-грамматических конструкций,
- гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
В результате использования педагогами методов и приёмов ТРИЗ дети дошкольного возраста с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в непрерывную непосредственно-образовательную деятельность, психологически раскованы и уверены на совместных мероприятиях со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Поэтому адаптивное использование данных методов и приёмов в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.