Городской семинар «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе освоения предметной области «Искусство»

12 марта 2020 года в МБОУ СОШ № 45 Ленинского района города Новосибирска состоялся городской семинар для учителей предметной области «Искусство» по теме  «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе освоения предметной области «Искусство». От имени директора школы Максима Сергеевича Лавренчука всех участников семинара поприветствовала заместитель директора по УВР Наталья Петровна Засмолина и пожелала успешной и плодотворной работы.

       В пленарной части семинара выступила заместитель директора по УВР Наталья Петровна Засмолина с докладом «Достижение планируемых результатов предметной области «Искусство». В соответствии с первой задачей Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в сфере образования Натальей Петровной были рассмотрены ключевые направления: внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Она отметила, что ФГОС давно сместил акцент в образовании с предметных знаний к универсальным компетентностям, соответствующим концептуальным рамкам международных сравнительных исследований TIMSS,  PIRLS, PISA. Практически сформировав новую образовательную технологию, эти исследования заложили новый вектор развития российского образования – «Учиться для жизни».

Новосибирская область будет принимать участие в исследовании PISA в 2021 году. В сложившихся условиях необходимо консолидировать усилия всех педагогов школы и обеспечить сквозное проникновение основных компонентов функциональной грамотности в учебные предметы.

Таким образом, достичь планируемых результатов ФГОС и обеспечить формирование универсальных компетентностей сегодня можно тремя путями:

  1. Обновление содержания и методов обучения отдельных предметов на каждом уровне школьного образования. Продуктивными методами являются: метод проектов, методы и приемы технологии критического мышления, все методы на развитие креативности (дивергентного мышления): шесть шляп мышления, синектический штурм, случайное слово, выход за рамки и др.
  2. Расширение практики формирования универсальных компетентностей и функциональной грамотности, а именно интеграция  урочной и внеурочной деятельности.
  3. Разработка качественной рабочей программы по предмету в части тематического планирования. Целью реализации ООП ООО является усвоение содержания учебных предметов и достижение обучающимися планируемых результатов. В связи с этим и тема урока меняет свою формулировку, она включает не только содержание урока, но и планируемый результат, который достигается учителем и детьми как основной на конкретном уроке. Например, планируемый результат по учебному предмету «Изобразительное искусство» сформулирован следующим образом: характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов. В тематическом планировании для 6 класса в разделе «Тема урока» учитель записывает: «Изображение птицы как символа весны в творчестве русских художников.  Создание декоративного изображения» или «Изображение символа птицы в народной игрушке. Создание образа птицы из глины» и т.д. Такой подход обеспечивает достижение всех планируемых результатов.

Учитель изобразительного искусства Татьяна Юрьевна Истигешева представила свой взгляд на проблему «Преемственность в реализации содержания урока и внеурочного занятия в рамках предметной области «Искусство». Как считает педагог, внеурочная деятельность ориентирует учителей и обучающихся на творческий поиск новых форм совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимное доверие и уважение. Интеграция урочной и внеурочной деятельности обеспечивает продолжение работы над содержанием урока и позволяет создавать моделивзаимопроникающих тематических модулей. Учитель убежден в том, что необходимо совершенствовать механизмы интеграции урочной ивнеурочной деятельности в предметной области «Искусство».

С целью изучения народного творчества и декоративно-прикладного искусства народов России и реализации познавательных потребностей обучающихся во внеурочной деятельности учителем разработана программа для изостудии «Искусство». В программе предусмотрены возможности интеграции учебного предмета «Изобразительное искусство» с уроками «Технологии».

Школьная изостудия традиционно организует и проводит народные праздники. Сначала на уроках ребята знакомятся с историей русской культуры, её обычаями, традициями, узнают о происхождении праздников, разрабатывают и защищают свои творческие проекты. Эта работа имеет продолжение в создании сценариев, костюмов и проведении самих праздников. Дополнительно ребята организуют школьные выставки, концерты, мастер­-классы: «Времён связующая нить» и «Из бабушкиного сундука», - вызывающие живой интерес у детей, их родителей, бабушек и дедушек.

В заключение пленарной части с докладом «Внеурочная деятельность как средство развития творческой личности обучающегося» выступила учитель музыки Ольга Александровна Афанасьева. Педагог считает, что личность человека формируется под влиянием таких условий, как жизнь в обществе, воспитание, обучение и общение. Деятельность ребенка является ключевым фактором в развитии его способностей, а это постоянное расширение его возможностей и формирование новых образовательных потребностей. Учитель связывает развитие творческой личности с развитием у обучающихся активности и желания к постоянному совершенствованию, созданию творческих продуктов, обладающих новизной и уникальностью.

Третий год в школе действует и развивается фольклорный ансамбль «Свирель» под руководством Ольги Александровны. Идея создания связана с возрождением народных традиций России, базируется на любви к русской песни русского человека, пронизана духовностью и чувством патриотизма.

Двери ансамбля открыты для детей с разными музыкальными способностями без предварительных прослушиваний. Положительным показателем своей работы учитель видит высокий уровень мотивации детей и достигнутые результаты. Ансамбль является лауреатом второй степени 2019 г. в районном конкурсе «Цветок на ладони», дети принимают самое активное участие во всех школьных праздничных программах, а их выступления получают эмоциональный отклик аудитории.

Все вышесказанное Ольга Александровна продемонстрировала в небольшом распевочном мастер-классе и сольном выступлении воспитанников фольклорного ансамбля «Свирель».

Во второй части семинара обучающиеся вокальной студии «Консонанс» (руководитель Татьяна Петровна Пучек),  фольклорной студии «Свирель» (руководитель Ольга Александровна Афанасьева) и изостудии «Искусство» (руководитель Татьяна Юрьевна Истигешева) представили свой практический опыт в праздничной программе «Птиц встречаем – весну закликаем». Народная компонента праздника и яркие выступления юных талантов вызвали у участников семинара самые положительные и восторженные чувства.

Подвела итог работы семинара методист МКУДПО «ГЦРО» Ирина Петровна Ворфоломеева. Она поблагодарила педагогов школы за высокий уровень профессионализма и хорошую организацию образовательного события.

Материалы педагогов _ Методические объединения_ Методическое объединение учителей предметной области «Искусство»

Засмолина Н. П., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 45