Инновационная модель по реализации Концепции развития математического образования

2016-2017 учебный год МБОУ Лицей № 126 начал в статусе городской опорной площадки по теме «Инновационная модель по реализации Концепции развития математического образования».

Одним из направлений работы педагогического коллектива по данной теме является формирование и развитие такой системы, создания таких условий, которые позволяют ученику на любом уровне общего образования построить свою индивидуальную образовательную траекторию получения математического образования.

27 января 2017 года состоялся научно-практический семинар «Вариативность математического образования как условие реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся», в работе которого приняли участие 15 педагогов лицея, научный руководитель лицея, доктор физико-математических наук, профессор НГТУ, руководитель кафедры инженерной математики В.А. Селезнев, старший методист ГЦРО, руководитель методической службы Калининского района Колесникова Т.В., заместители директоров, учителя математики и начальных классов в количестве 54 человек из 8 районов города Новосибирска.

Приветствуя собравшихся, Юлия Юрьевна Черявко, директор лицея, рассказала о работе педагогического коллектива по созданию системы математического образования в историческом контексте.

Вадим Александрович Селезнев в своем выступлении аргументировал необходимость приобретения «капитала» качественных математических знаний для получения инженерной профессии, говорил о важности совместной работы над проектом с ученым, преподавателем высшего учебного заведения ученика, для его развития как исследователя, изобретателя.

Валентина Дмитриевна Вихорева, заместитель директора по УВР, рассказала о реализации концепции математического образования в лицее, о вариативности программ изучения математики, как обязательного предмета, предмета по выбору участников образовательных отношений, спецкурсов внеурочной деятельности, кружков и охарактеризовала обязательные условия, необходимые для успешной работы в этом направлении:

1. Содержательное – реализуемое через вариативность образовательных программ;

2. Деятельностное – реализуемое через инновационные педагогические технологии и системно-деятельностный подход;

3. Процессуальное – определяющее организационный аспект, виды взаимодействия участников образовательных отношений.

Она поделилась сложившейся в лицее технологией формирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) на уровнях начального основного и среднего образования.

Уровень начального общего образования (выбор родителя и обучающего), вариативность математического образования выстраивается за счет:

– внеурочных занятий;

– участия в проектной и исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах (очных и дистанционных).

Уровень основного общего образования (выбор обучающего и родителя), вариативность математического образования реализуется за счет:

– выбора направленности обучения (5, 6 классы);

– выбора уровня изучения Алгебры и Геометрии – базовый, углубленный (7-9 классы);

– внеурочных занятий, в том числе с преподавателями вуза;

– участия в проектной и исследовательской деятельности, олимпиадах, НПК, конкурсах (очных и дистанционных).

Уровень среднего общего образования (выбор обучающего), вариативность математического образования выстраивается за счет:

– выбора уровня изучения Математики – профильного или профильного с дополнительной углубленной подготовкой;

– выбора предметов математического содержания или интегрированных лицейского компонента УП;

– выбора внеурочных спецкурсов;

– участия в НПК, олимпиадах, интеллектуальных играх и конкурсах, соревнованиях.

Такая система математического образования дает возможность результативно работать с учащимися, имеющими разную мотивацию для получения математических знаний.

В рамках семинара учителями математики Эрмиль Л.А., Федуро В.И., Гришиной Н.П., Беловой О.В., Кирилловой Н.А., Исаевой И.Ф., учителем технологии Лапиковым А.А., учителями начальных классов Каблашовой О.В., Томашовой Л.В., Кармачевой Т.С. были представлены 9 мастер-классов, иллюстрирующие занятия обязательной части учебного плана, занятия части, формируемой участниками образовательных отношений, внеурочные занятия.