Интерактивные технологии как средство повышения мастерства современного учителя

          14 ноября в школе № 122 Калининского района состоялся семинар –тренинг для учителей начальных классов «Интерактивные технологии как средство повышения мастерства современного учителя». На мероприятии присутствовали 42 человека, в их числе учителя Калининского, Первомайского, Кировского, Октябрьского, Дзержинского районов; старший методист МКУДПО «ГЦРО», руководитель районной методической службы Колесникова Т.В., методист Смелянская И.Ш., заведующая кафедрой «Искусство и Технология» НИПКиПРО Мельникова И.Ю.

           Присутствующих поприветствовала методист Смелянская Ирина Шарифовна, курирующая работу районого методического объединения учителей начальных классов. Она определила статус семинара, его место в системе районных мероприятий, рассказала историю подготовки к нему.

           Со вступительным словом выступила директор МБОУ СОШ №122 Жукова М.В. Она кратко представила свою образовательную организацию, рассказала о проектах, о направлениях инновационной деятельности, в которых участвует школа.

           В теоретической части семинара были представлены выступления заместителей директора по УВР Калининой Р.З. и Новиковой Е.В., которые раскрыли суть интерактивных технологий, их дидактический потенциал.

          В рамках семинара-тренинга было дано 8 мастер-классов.

          Ищенко О.К. представила мастер-класс: «Потенциал технологии Web-Quest при обучении детей в начальной школе». Прозвучало вступительное слово о том, что такое технология Web-Quest, кто, зачем, как и когда может её использовать. Затем была дана пошаговая инструкция создания веб-квеста. Был представлен авторский веб-квест «Белая пустыня» с демонстрацией страниц и готовых работ учащихся. Педагоги получили раздаточный материал, в котором размещена краткая информация о технологии, инструкция по созданию веб-квеста, ссылки на сервисы, которые могут пригодиться, как отдельно, так и в ходе создания квеста, ссылки на сервисы с готовыми веб-квестами для начальной школы.

           Тишкова М.С. провела тренинг: «Сервисы Google в работе учителя». В начале выступления Марина Сергеевна продемонстрировала нацеливающий видеоролик о Google-формах.  Затем прозвучал краткий рассказ о том, какие сервисы Google (Google-диск, блоггер) может использовать в работе учитель, что именно может с их помощью создать. Далее был проведён обзорный мастер-класс по созданию онлайн-теста. Выступающий учитель показал, как создать три вопроса, затем учителя прошли этот тест и увидели  результаты в диаграммах и таблице, которые создались автоматически. Выступление было завершено тренингом по созданию совместной презентации. Учителя под руководством Тишковой М.С. на основе заранее заготовленных материалов создали совместную презентацию «Животные леса».

          Учителя начальных классов Моисеенко К.В. и Тишкова М.С. провели совместный мастер-класс: «Возможности использования интерактивных технологий образовательной платформы «UCHi.RU». Моисеенко К.В. выступила с обзором образовательной платформы «UCHi.RU». Тишкова М.С. продемонстрировала педагогам возможности «UCHi.RU» на практике. Учителя получили логины и пароли, зашли в свой аккаунт  и в сервисе «Начать урок» познакомились  с карточками, которые выполняют учащиеся на уроках и дома. Были даны авторские комментарии выступающего педагога по использованию платформы на уроках.

          Мастер-класс Плескач Е.А. «Использование ресурсов образовательной платформы LEKTA» начался с демонстрации видеоролика о сервисе LEKTA «Классная работа». Она рассказала об использовании приёмов работы с сервисом на уроках в 1 и 4 классах, продемонстрировала конкретные приёмы работы с заданиями из «Классной работы».

         Волкова Л.Н. представила мастер-класс: «Интерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе». Был представлен обзор групповых форм, методов и приёмов работы с учащимися на уроках. В рамках мастер-класса педагоги приняли участие в обучающей игре «Карусель».

         Тренинг «Способы использования онлайн-сервисов в работе учителя» провела Букреева Н.Н. В первой части своего выступления она рассказала о кодировании и раскодировании информации, затем продемонстрировала практическое использование в профессиональной деятельности учителя QR-кодов. Учителя получили индивидуальные QR-коды и с их помощью ответили на вопросы выступающей, мобильное устройство которой считало зашифрованную информацию, и на экране появились данные о том, кто ответил на вопрос и как, а затем Наталья Николаевна показала автоматически обработанные результаты опроса. Далее был представлен обзор работы с приложением Plickers. В рамках этого мастер-класса учителя получили раздаточный материал с краткой информацией о данных приложениях, рекомендациями работы с ними и ссылки на полезные сервисы работы с QR-кодами и приложением Plickers.

           Герасимчук Л.А. выступила с обзорной информацией по теме: «Дистанционное обучение педагогов как одна из форм повышения квалификации». Она познакомила учителей с понятиями «дистанционное обучение», «дистанционный курс», с принципиальными отличиями дистанционных курсов от очных, с их характерными чертами и преимуществами. Был проведён краткий обзор интересных сайтов, на которых учитель может повысить уровень своих профессиональных компетентностей. Участники семинара получили раздаточный материал с более подробным обзором некоторых образовательных ресурсов и ссылками на них.

           Ищенко О.К. представила мастер-класс: «Скрайбинг: современный способ визуализации информации». Сначала было краткое вступительное слово о скрайбинг-технологии, о вариантах создания и подачи скрайбов. Затем был проведён обзорный мастер-класс по созданию скрайбинг-презентации на уроке. Все выступающие учителя еще раз в очень краткой форме рассказывали суть своих выступлений на семинаре, сопровождая свой рассказ символами-картинками, тем самым визуализируя то, о чём говорят. В результате мастер-класса получился плакат-схема о продемонстрированных в ходе семинара технологиях, методах, приёмах, сервисах. В рамках семинара такой приём заменил рефлексию. А участники получили раздаточный материал с краткой информацией о технологии и ссылками на ресурсы по созданию скрайбов.

           Далее выступила заведующая кафедрой образовательной области «Искусство и Технология» НИПКиПРО Мельникова И.Ю. Она отметила значимость семинара, выделила важные моменты выступлений с методической точки зрения, высказала мнение о том, что всё-таки очная форма повышения квалификации педагогов эффективнее дистанционной, а также акцентировала внимание участников на том, что использовать новейшие достижения в области информационных технологий нужно осторожно, вдумчиво и дозировано.

           Подвела итоги семинара старший методист МКУДПО «ГЦРО», руководитель районной методической службы Колесникова Т.В. Она отметила подготовку и организацию семинара, сделала акцент на том, что данный семинар позволил не только вспомнить методы и приёмы интерактивного обучения, которые зарождались ещё в 80-е годы 20 века, но и увидеть их в более широком аспекте, продемонстрировать синтез интерактивных и информационных технологий. Так же Татьяна Викторовна констатировала тот факт, что научно-технический прогресс в обществе идёт вперёд, а педагоги, к сожалению, отстают в освоении информационно-коммуникативных технологий, хотя должны быть впереди учеников и в этом вопросе. Далее был сделан акцент на том, что дистанционное обучение не всегда является полезным и эффективным для профессиональной деятельности педагога, часто являясь формальным, только для получения удостоверения о повышении квалификации. Поэтому данный семинар, как и любое другое методическое мероприятие, требующее личного присутствия участников, является очной формой повышения квалификации учителей, а значит действительно полезен и эффективен.

           В заключении Татьяна Викторовна вручила дипломы выступающим учителям, сопровождая вручение приятными отзывами об их работе.

          Участники семинара заполнили анкеты «обратной связи», в которых отметили его высокую значимость для себя. Из анкет также стало понятно, что участие в семинаре позволило педагогам города расширить, систематизировать и обобщить знания по теме «Интерактивные технологии как средство повышения мастерства современного учителя», а 39% участников заявили, что в ходе мероприятия открыли для себя новые знания. 100% педагогов-гостей назвали эффективной предложенную форму проведения семинара. Абсолютно все мастер-классы были отмечены в анкетах, но наибольший интерес вызвали следующие: «Сервисы Google в работе учителя», «Потенциал технологии Web-Quest при обучении детей в начальной школе», «Способы использования онлайн-сервисов в работе учителя». В своих отзывах участники благодарили организаторов семинара за продуктивно проведённое время, за подробное объяснение того, как работает та или иная технология и какие имеет возможности для педагога, за увлекательную подачу. Также участники попросили чаще проводить подобные семинары и размещать методические и дидактические  материалы выступлений педагогов на сайте «ГЦРО».

Руководитель ШМО учителей начальных классов

МБОУ СОШ № 122 Ищенко О.К.