Инженерно-технологическое образование в реализации профессиональной направленности и социализации личности школьника

Талант великих душ есть узнавать

великое в других людях.

Н. М. Карамзин

«Технологическая модернизация экономики России без модернизации инженерного образования невозможна!» — так звучал один из тезисов ежегодного послания Президента РФ Владимира Путина к Федеральному собранию в декабре 2014 года.

Открытие инженерных классов – это новое, актуальное и набирающее темп направление в обновляющемся российском образовании. Здесь весь образовательный процесс приобретает новый формат: усиливается практическая направленность учебных предметов, происходит формирование компетенций будущего инженера. А это, как раз и направлено на поддержание курса, намеченного руководством страны.

Реализация образовательной модели «Инженерный класс» невозможна без учителя-мастера, который в полной мере осознал принципы инженерного образования и реализует их в работе с обучающимися.

17 марта 2016 года на базе МБОУ лицея № 28 в рамках международной образовательной выставки «УчСиб-2016» состоялся практико-ориентированный семинар для руководителей и педагогов города Новосибирска и Новосибирской области по теме «Инженерно-технологическое образование в реализации профессиональной направленности и социализации личности».

На семинаре присутствовали Шаповалова Людмила Владимировна, начальник отдела образования администрации Калининского района, Драгун Елена Михайловна, методист МКУДПО «Городской центр развития образования», Корнеев Максим Владимирович, к.т.н, преподаватель СГУПС, пресс-секретарь НЗХК Гурьянов Сергей Николаевич.

Семинар открыл образцовый коллектив – ансамбль танца «Жемчужины», руководитель Ольга Александровна Решетникова (педагог ЦДТ» Содружество»).

С приветственным словом к собравшимся обратилась начальник отела образования Людмила Владимировна Шаповалова. Она подчеркнула актуальность вопросов инженерного образования в России, обозначила основные приоритеты его развития в нашем регионе.

С основным докладом выступила Журавлева Наталья Николаевна, к.п.н., доцент, научный руководитель лицея. Она познакомила педагогов с Концепцией инженерно-технологического образования в организации.

Заместитель директора по УВР Заремба Надежда Владимировна поделилась опытом работы по вопросу «Инженерно-технологическое образование в реализации профессиональной направленности и социализации личности». Ксенофонтова Елена Владимировна, учитель физики, рассказала об организации совместной деятельности педагогов с преподавателями СГУПСа, специалистами НЗХК и Центра атомной энергии. Шестакова Светлана Владимировна, заместитель директора по работе с талантливыми детьми, осветила вопрос о мониторинге как факторе социальной активности обучающихся.

Во второй части семинара был представлен практический опыт работы педагогов лицея, показаны фрагменты уроков и курсов внеурочной деятельности: «Физика и химия вокруг нас» в 4А классе по теме « В мире электричества. Фруктовая батарейка», учитель начальных классов ВКК Лукьянова Лариса Михайловна; «Математика и конструирование» в 3Б классе по теме «Конструирование транспортных средств», учитель начальных классов ВКК Митюшина Наталья Витальевна.

В 11А классе проведен мастер-класс по теме «3D-моделирование и прототипирование», учитель физики, ВКК Мурашев Геннадий Дмитриевич. Кроме того, Геннадий Дмитриевич рассказал об особенностях ведения курса «Основы электроники и роботов» в 11 классе.

Интересно, с использованием ИКТ, ресурсов интернета прошел урок учителя химии ВКК Сутягиной Ирины Александровны по теме «Производство черных металлов» (11 класс).

Творческая защита ученических проектов состоялась на уроке технологии в 5А классе «Техническое моделирование как основа политехнического образования», учитель технологии ВКК Вериго Владимир Валентинович, а также в 10А классе на уроке-презентации «Основы робототехники», учитель физики Москвин Вячеслав Михайлович и в 7А классе на уроке информатики по теме «Разработка Windows-приложений в среде Lazarus», учитель информатики Фульман Елена Николаевна.

В заключение семинара вниманию участников был представлен проект «Школьное ателье. Демонстрация моделей «Юбка-солнце»», подготовленный учащимися 6-х классов под руководством учителя технологии Ахтямовой Розой Михайловной.

Подвела итоги семинара методист ГЦРО Драгун Елена Михайловна. Она подчеркнула, что в лицее успешно реализуется Концепция инженерно-технологического образования, организована серьезная работа по профориентации и социализации личности школьника. Педагогическим коллективом в полной мере понимаются принципы инженерного образования, они стали основой образовательной деятельности. Кроме того, система работы образовательной организации направлена на всестороннее развитие личности ребенка, что полностью соответствует требованиям нового государственного стандарта. Нельзя не сказать о плодотворном сотрудничестве лицея с ВУЗами, специалистами НЗХК и Центром атомной энергии.

Организаторы и участники семинара отметили, что образовательная деятельность в лицее строится в соответствии с базовыми возрастными потребностями обучающихся. Реализация модели инженерно-технологического образования осуществляется в соответствии с учебным планом, обеспечивающим выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов. На всех уровнях обучения выстраивается блок инженерно-технического образования. Педагогический коллектив представил интересный опыт интеграции обучающей и внеурочной деятельности:

- в 1-4 классах через факультативы ««Физика и химия вокруг нас», «Математика и конструирование», в 5-7 классах через введение предмета «Робототехника», пропедевтику предметов «Физика» и «Химия»; в 8-9 классах – в рамках учебного плана через углублённое изучение предметов «Математика» и «Физика» и в системе дополнительного образования.

В 10-11 классах реализуются программы профильного обучения по предметам «Математика» и «Физика» с ориентацией на практическую деятельность, введением спецкурсов, имеющих практическую составляющую: «Инженерная графика», «3D-моделирование», «Робототехника», «Начала электроники», «Прототипирование». В этом проявляется одна из эффективных форм работы по развитию инженерных компетенций учащихся.

Ярким акцентом семинара стали презентации творческих ученических проектов. Участники встречи подчеркнули необходимость применения этой формы работы в реализации профессиональной направленности и социализации личности обучающихся.

На сегодняшний день лицей располагает значительным потенциалом, состоящим из традиционных и инновационных образовательно-воспитательных мероприятий, необходимым материально-техническим обеспечением образовательного процесса в рамках инженерно-технологического образования. Кроме того, образовательная программа специализированного класса для одаренных детей по инженерно-технологическому направлению ориентирована на изучение обучающимися точных наук, повышению интереса к атомной отрасли – одной из самых наукоёмких и инновационных отраслей российской промышленности и для дальнейшего обучения в опорных ВУЗах ГК «Росатом».

Современные подходы к построению учебного плана с выделением особого блока внеурочной деятельности, использование технологий, направленных на социальную и профессиональную самоидентификацию учащихся способствуют развитию у выпускников потребности в творческой и инновационной деятельности.

 

О. Ю. Панакова, заместитель директора по ВР МБОУ лицея № 28,

Е. М. Драгун, методист МКУДПО «ГЦРО»