Использование образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями

               В рамках образовательной выставки «Учебная Сибирь - 2019» на базовой площадке МКДОУ д/с № 325 компенсирующего вида прошел семинар «Использование образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями».

           Тема семинара оказалась очень актуальной для заведующих, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования. На семинаре присутствовало 50 педагогов из всех районов города Новосибирска.

                  Участников семинара приветствовала заведующий МКДОУ д/с № 325 Панасюк Ю.В.

         Об особенностях организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья рассказала Мошкина О.В., старший воспитатель МКДОУ д/с № 325. Ольга Владимировна представила требования к РППС, общие дидактические принципы, критерии оценки развивающей среды для детей с ОВЗ.

            Воспитатель Хотянович М.В. поделилась с коллегами опытом создания здоровьесберегающей среды в ДОУ, рассказав об особенностях двигательной сферы детей с ОВЗ; условиях, созданных в ДОУ для здоровьесбережения. Образовательное учреждение имеет медицинский блок: физиокабинет, кабинет массажа и занятий ЛФК; специальное реабилитационное и адаптационное оборудование для детей с ОВЗ -  зрительные ориентиры, специальные дорожки, спортивные тренажеры, уличные площадки с современным оборудованием. В каждой группе детского сада имеются спортивные уголки, которые регулярно пополняются пособиями, изготовленными руками воспитателей.

             Учитель-логопед МКДОУ д/с № 325 Рязанова В.К. рассказала о параметрах и возможностях интерактивного пространства для развития познавательной и речевой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги ДОО применяют в своей работе авторские методические пособия для развития речевой коммуникации: «Музыкальная шкатулка», «Игровая пчела», «Пройди по дорожке» и др. Виктория Кимовна на практике познакомила педагогов с интерактивным методом обучения «Карусель», целью которого является развитие игрового и делового общения, желания участвовать в совместной коллективной деятельности. Продолжила выступление Сизикова Н.В., воспитатель МКДОУ д/с № 325. Она представила применяемые в работе дидактические пособия «Мирилка», «Календарь природы», «Времена года», «Космос», «Луг» и др. Наталья Викторовна рассказала об эффективно практикуемых в своей педагогической деятельности квест-технологиях, технологии интервьюирования, проектной деятельности.

            Костина Н.В., учитель-дефектолог МКДОУ д/с № 325, представила слушателям организацию разных видов деятельности детей с нарушениями зрения на основе моделирования. Она рассказала об использовании в ДО различных видов моделей: предметно-схематических, графических; применении разнообразных макетов для детей с нарушением зрения для развития у ребят ориентировки в пространстве, познавательных способностей, речи.

         С развивающим потенциалом дидактических пособий и игр в работе с детьми с особыми образовательными потребностями познакомила участников семинара воспитатель Чумаченко И.А. В работе с детьми она использует дидактические игры и пособия: «Теремок», «Путешествие с Лунтиком», «Подводный мир», «В гостях у домовёнка Кузи» и др.

        Мишустина И.С., учитель-дефектолог МКДОУ д/с № 325, рассказала о специальных дидактических средствах коррекционно-развивающего образования дошкольников с РАС. Для таких детей создана специальная среда в ДОУ – комната сенсорной интеграции, оснащенная шариковым бассейном, спортивными тренажерами, играми на тактильное восприятие.

          Мастер-класс по созданию дымковской игрушки провела воспитатель Музыкина Я. В. Она познакомила коллег с созданием элементов РППС в процессе ознакомления с народным творчеством дошкольников с задержкой психического развития.

          Музыкальный руководитель Голованова И.В. рассказала о приобщении дошкольников к русской культуре через использование развивающего потенциала музыкальной среды в ДОУ. Музыкальное выступление детей подготовительной группы стало кульминацией мероприятия. Народные песни и танцы ребят создали радостное, светлое настроение у всех присутствующих педагогов.

          Участники семинара высоко оценили организационный и методический уровень мероприятия, высказав слова благодарности всему педагогическому коллективу МКДОУ д/с № 325.

Л.И. Василенко, методист МКУДПО «ГЦРО»