Использование современных образовательных технологий в инклюзивном пространстве школы в рамках ФГОС

         11 декабря 2018 года в МБОУ СОШ № 143 Калининского района прошел городской научно-практический семинар «Использование современных образовательных технологий в инклюзивном пространстве школы в рамках ФГОС».

        На мероприятии присутствовали: доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института Детства НГПУ Лошкарева Л.А., методист ГБУ НСО «ОЦДК» Реутова Е.А., ведущий специалист отдела образования администрации Калининского района Холина О.И., методист МКУДПО «ГЦРО» Смелянская И.Ш. и 43 педагога из  разных районов города.  

        С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор МБОУ СОШ № 143 Сосунова Ирина Юрьевна. Она представила образовательную организацию, рассказала о направлениях инновационной деятельности, проектах, в которых участвует школа.

        Ведущий специалист отдела образования Холина О.И. осветила информацию о количестве зарегистрированных детей с ОВЗ в Калининском районе, о ходе реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области».  Методист Смелянская И. Ш. акцентировала внимание участников семинара на том, что, являясь стажировочной площадкой по инклюзивной практике, педагоги школы активно представляют свой профессиональный опыт по работе с детьми с ОВЗ на методических мероприятиях различного уровня.

          В теоретической части семинара выступила доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института Детства НГПУ Лошкарева Л.А. по теме «Особенности взаимодействия с детьми с ЗПР  и нарушениями  поведения». Она обозначила проблематику процесса обучения и социализации детей с ОВЗ, отметив возрастающее количество детей с отклонениями в развитии, рассказала о присущих детям с ЗПР и аутизмом особенностях. Её выступление вызвало живой интерес участников семинара, было задано очень много вопросов.

Методист ГБУ НСО «ОЦДК» Реутова Е.А.  рассказала о НП «Родительский комитет», его функциях и необходимости выстраивания диалога между образовательной организацией, в которой обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, и его родителями, а также информационном просвещении родителей в части адаптированных программ обучения и сопровождения детей с ОВЗ.

  Худякова Т.Ю., заместитель директора по НМР МБОУ СОШ № 143, представила опыт работы школы    по созданию инклюзивной образовательной среды.

       Социальный педагог Вьюгова Т.В. рассказала о деятельности созданной в школе службы медиации, о её роли в развития инклюзивной культуры и создании толерантного образовательного пространства. Была проведена деловая игра с участниками семинара, направленная на обучение способам взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений.

          Высоцкая И.В., учитель технологии, руководитель МО эстетического цикла, и учитель-логопед Решетникова Ю.Г., руководитель МО психолого-педагогического сопровождения, представили интегрированную программу внеурочной деятельности для детей с ОВЗ.  Реализация данной программы помогает оптимизировать процесс социализации таких детей в обществе, воспитывает чувство патриотизма, восстанавливает преемственность культурных традиций. Интеграция образовательных областей способствует формированию у детей целостной картины мира, развитию коммуникативной компетенции обучающихся, дает возможность реализовать творческие способности. Знания, полученные на уроках литературы, обучающиеся применяют на уроках изобразительного искусства и технологии, воплощая их в эскизах и изделиях. Результатом освоения программы является представление творческого проекта и участие в конкурсах различного уровня. В качестве примера на семинаре был продемонстрирован видеофильм созданный, от сценария до монтажа и озвучания, обучающимися с ОВЗ, об их работе над созданием метапредметного проекта по   национальным культурам народов России.

        Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 143 Машарова А.В. провела мастер-класс «Интеллект - карта как инструмент формирования УУД обучающихся с ОВЗ». Был показан видеосюжет об использовании интеллект - карт на уроках, обозначены особенности проведения такого урока, учащиеся     представили  защиту интеллект - карты.

        В школе в рамках психолого-педагогического сопровождения осуществляется тесное взаимодействие учителей начальных классов и узких специалистов. В рамках этой деятельности педагог-психолог проводит анализ степени сформированности личностных УУД у детей с ОВЗ посредством диагностической карты наблюдений на уроках в ходе выполнения учебных задач. Педагог -  психолог Меркушева В. С. и учитель начальных классов Журавлева А. Ю. провели предметно–коррекционное занятие «Экспресс-диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ». Одновременно участники семинара оценивали степень сформированности коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ в начальной школе, используя выданные диагностические карты наблюдений. По окончании занятия был проведен рефлексивный анализ полученных результатов.

         Машаров Г.В., педагог-психолог, координатор инклюзивного    образования школы № 143 представил мастер-класс «Использование возможностей электронных      образовательных платформ в образовании детей с ОВЗ». Он ознакомил присутствующих с современными электронными образовательными ресурсами, которые использует в своей работе с детьми с ОВЗ,    поделился опытом составления специальных коррекционных курсов для детей с ограниченными возможностями здоровья, психодиагностики детей, применения визуальной информации, полученной в результате диагностики. Был представлен опыт составления тестов, как для психодиагностики, так и для конкретных учебных предметов, показан интерфейс ресурса и его возможности.

       Итоги семинара подвела методист МКУДПО «ГЦРО» Смелянская И.Ш., подчеркнув, что ценность каждого представленного профессионального опыта в том, что педагог показал, как можно адаптировать ту или иную образовательную технологию, метод или прием к конкретным образовательным условиям и разным возможностям обучающихся. Участники семинара заполнили анкеты «обратной связи», в которых отметили   высокую практическую значимость представленного опыта и соответствие содержания семинара требованиям ФГОС.

 

Материалы  семинара по ссылке 

Заместитель директора по НМР МБОУ СОШ № 143 Т.Ю. Худякова

Методист МКУДПО «ГЦРО» И.Ш. Смелянская