История проблемы обучения смысловому чтению в психолого-педагогической литературе

 

    Впервые проблема обучения смысловому чтению возникла в середине XIX века и актуализировалась в форме противоречия между формируемым навыком механического озвучивания текста и пониманием учеником информации, изложенной в тексте. На практическом уровне был поставлен вопрос о наличии двух составляющих полноценного чтения: «механизма чтения» и «понимания смысла читаемого». Таким образом, уже в середине XIX века четко определены два взаимосвязанных вида чтения – техническое и смысловое. Смысловое, или как говорил К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, - это «сознательное» чтение, которое определяет результаты и качество чтения: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».

    Необходимо отметить, что с середины XIX до начала XX века в отечественной науке термин «смысловое чтение» еще не используется и с целью определения предметного поля исследований в рамках методики преподавания чтения используются понятия «отчетливое чтение» (Ф.И. Буслаев) и «объяснительное чтение» (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф). Итак, с середины и до конца XIX века в рамках отечественной психолого-педагогической науки проблема обучения смысловому чтению существует на практическом уровне. В процессе преподавания чтения в начальной школе обнаруживается взаимосвязь между техническим и смысловым чтением: «механизм чтения» является основой для понимания прочитанного.

   Теоретический анализ зарубежной психолого-педагогической литературы показывает, что актуализация этой проблемы в европейских странах связана с введением законов об обязательном начальном образовании. Введение всеобщего начального обучения привело к выявлению трудностей в обучении детей, в том числе и трудностей в обучении чтению. Появление психологических трудностей у обучающихся в обучении родному языку привели к необходимости связать задачи дидактики с задачами психологии обучения. В связи с этим в 70 г. XIX века совершаются первые попытки научного обобщения эмпирических фактов: появляются монографии психологического содержания, в которых чтение исследовалось в связи с психическими процессами обучающегося, рассматривалась его история и роль в развитии человечества

   В исследованиях Дж. Селли, Э. Меймана и А. Бине впервые высказывается мысль о том, что возможности младших школьников в рамках обучения чтению необходимо рассматривать в единстве физиологических, психологических и нравственных аспектов, то есть впервые высказывается мысль о целостности психического развития ребенка и тесной взаимосвязи психических функций разных уровней в процессе обучения в целом, и в процессе обучения чтению, в частности. Таким образом, к началу XX в. в науке сложилось три подхода в изучении чтения: педагогический, психологический и клинический.

   В дальнейшем в качестве ключа с раскрытию внутреннего психологического механизма смыслового чтения называется соотнесение мотивов читателя с элементами чтения, а также впервые ставится вопрос о необходимости изучения динамики смыслового чтения с целью организации его эффективного обучения. Постепенно появляются работы, в которых дается описание трудностей в смысловом чтении тех детей, которые освоив базовые принципы чтения, не смогли овладеть полноценным чтением и остались «начинающими читателями». Так, П.П. Блонский отмечал, что причины трудностей могут быть как в ребенке, так и в учителе. При этом трудности в овладении смысловым чтением различны для обучающихся начальной и средней школы

   С 30-х гг. XX в. в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева начинает формироваться методологическая основа изучения смыслового чтения как предмета психологического исследования. Исследования 40-х гг. ХХ в. были посвящены собственно психологическому содержанию смыслового чтения. Б.Г.Ананьев, Т.Г. Егоров, Е.В Гурьянов были одними из первых, кто определил, что переход от технического чтения к смысловому чтению меняет психологический механизм чтения (психолингвистическое направление).

    Следующее направление исследований связано с объяснением трудностей, с которыми встречаются младшие школьники в процессе обучения смысловому чтению – нейропсихологический подход рассматривается как формирование сложной функциональной системы, имеющей многоуровневое строение. Когнитивные модели чтения (Дж. Мортон, А. Уоррен, Б. Конрад) утверждают, что овладение ими происходит постепенно на определенных этапах развития при наличии специальных педагогических воздействий и после того, как у обучающегося сформируются когнитивные процессы, ведущие к разработке когнитивных репрезентаций. Учащиеся с задержкой психического развития испытывают разнообразные трудности при обучении, в частности, при изучении русского языка и чтения. Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. Очень большая работа велась по разработке пособий, призванной помогать таким детям.

   Но и в XXI в. проблема смыслового чтения является не менее актуальной и привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Современные дети значительно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения чтению (Н.А. Горлова). В настоящее время усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом (Д.И. Фельдштейн).

    Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Один из метапредметных результатов начального образования звучит так: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах», а в стандарте основного образования обозначен метапредметный результат – «смысловое чтение».

    Смысловое чтение необходимо рассматривать как сложноорганизованное, структурированное и динамичное целостное явление. Проанализировав различные подходы и концепции к изучению смыслового чтения, возникла необходимость его изучения с точки зрения выявления индивидуально-психологических качеств индивидуальности и связей между ними, обусловливающих психологическую готовность к обучению смысловому чтению. С этой целью территориальной группой методистов МКУДПО «ГЦРО» по Калининскому району был предложен проект «Психолого-педагогическое сопровождение реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом в соответствии с ФГОС НОО». В рамках проекта создана проблемно-творческая группа педагогов по разработке системы критериев и показателей уровня сформированности навыков смыслового чтения и работы с текстом на разных этапах обучения в начальной школе. В состав группы вошли Гайдук М. С., Билле О. В., Безносова О. А., учителя начальных классов МБОУ СОШ № 8.

    Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся.  И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека. Это означает, что на каждом учебном предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

 

      Использованная литература

  1. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. Вып. 70. – М., 1955. – С.104-148.
  2. Ананьев, Б. Г. Некоторые психологические вопросы усвоения детьми грамоты [Текст] / Б. Г. Ананьев, А. Н. Попова. – Известия АПН РСФСР, вып. 26.
  3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. 14.
  4. Атрохова, Т. В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности (в начальной школе) [Текст] / Т. В. Атрохова // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – № 3 – Т. 2 – С.257-263.
  5. Бине, А. Измерение умственных способностей [Текст]: пер. с фр. / А. Бине. – СПб.: Союз, 1998. – 432 с. 27
  6. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – С.122-131.
  7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под. ред. В. В, Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
  8. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Р. И. Лалаева. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 224 с. 137
  9. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Наука, 1960. – 308 с.
  10. Морозова, Н. Г. О понимании текста [Текст] / Н. Г. Морозова // Известия АПН РСФСР. – 1947. – Вып. 7. – С.191-239. 174. Мосунова, Л. А.Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / Л. А. Мосунова. – Москва, 2006. – 291 с.
  11. Селли, Дж. Педагогическая психология [Текст] / Дж. Селли / пер. с англ. под ред. А. А. Громбаха. – М., 1912. – 626 с.
  12. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст]: В 2-х т. / К. Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – Т.1. – 584 с. – Т.2. – 440 с.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения. Литературное чтение [Текст] // М., 2009. 242
  14. Эльконин, Д. Б. Как научить детей читать [Текст] / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С.323–349.

 

 

Автор Лазарева Виктория Викторовна,

педагог-психолог ГАОУ НСО «Общеобразоват. школа-интернат с углубленным изучением предметов спортивного профиля»,

 руководитель ПТГ № 1