Как улучшить качество школьного естественно-научного образования?

Как улучшить качество школьного естественно-научного образования? Ответ на этот вопрос пытались найти участники городского семинара, который прошёл на базе экономического лицея. Несмотря на то, что лицей более 25 лет лицей совместно с базовым вузом – Новосибирским государственным университетом экономики и управления (НИНХ) успешно реализует концепцию экономического образования, а с 2010 года в лицее реализуется проект по открытию специализированных  классов математической и инженерно-технологической подготовки, всегда находится значительная группа учеников, мотивированных на изучение предметов естественнонаучного цикла, демонстрирующих значительные успехи в их освоении и поступающих в высшие учебные заведения соответствующей направленности. 
Заместитель директора по УВР О. В. Глыбочко показала значимость естественнонаучного образования, как неотъемлемого компонента функциональной грамотности. Раскрыла проблемы, существующие в преподавании предметов естественнонаучного цикла, которые связаны с  определенной рассогласованностью понятий, отсутствием межпредметных УМК, ресурсозатратностью в обеспечении наглядности, существующими противоречиями между актуальностью изучаемого материала и местом этих предметов в профильных учебных планах.  
Учитель биологии и экологии Головин Д.С. представил практику реализации экологического образования в лицее. В своем выступлении Дмитрий Сергеевич представил нормативную основу экологического образования, рабочие программы по экологии и биологии, продемонстрировал позитивную динамику в развитии экологической культуры и грамотности обучающихся, которая была выявлена учителем на основе разработанных им диагностических материалов.
Учитель биологии Яброва Ю.И. в своем выступлении представила применение приемов технологии развития критического мышления на своих уроках.  Учитель наглядно продемонстрировал, как эта технология способствует развитию универсальных учебных действий у обучающихся, повышает интерес к предмету и занятиям внеурочной деятельностью.
Победитель муниципального и регионального туров всероссийского конкурса «Учитель года 2020», учитель географии Глиненко Т.В. в своем выступлении представила методы формирования эмоциональной вовлеченности обучающихся на уроках географии. Татьяна Викторовна раскрыла принципы создания авторских разработок, представила опыт работы со спилс-картами, инфографикой и интеллектуальными картами, продемонстрировала результативность обучения при применении кейсов и интеллектуальных игр.
Выпускник лицея, кандидат физико-математических наук, сотрудник института математики СО РАН Дедок В. А. в своем выступлении рассказал об организации исследовательской деятельности с обучающимися. В своем выступлении он представил рецепт хорошего научного руководителя:
•«таблетка» (выбор темы должен «заразить» интересом не только ученика, но и руководителя);
•«микстура» (выбор направления деятельности, так как исследование и оформление результатов описываются конкретными алгоритмами, которые не зависят от предмета);
•«компресс» (руководитель не должен бояться дать возможность делать неправильно для подтверждения или опровержения гипотезы исследования).
Далее Василий Александрович рассказал о том, как математики решили стать биологами и провести исследования, которые были отмечены на конференциях различных уровней дипломами победителей.
Следующий выпускник лицея, студент IV курса естественнонаучного факультета Новосибирского государственного исследовательского университета Снадин А. В. представил авторский проект «Виртуальная химическая лаборатория». Александр Вячеславович  увлекся химией благодаря учителю химии лицея Майснер Светлане Александровне. Он является дважды призером всероссийского этапа ВсОШ по химии  (2017, 2018 гг.).
Сегодня некоторые лабораторные и практические работы исключены из программного материала  по соображениям безопасности. Приобретение некоторых реактивов является проблематичным. Решить эти проблемы, передать ученику возможность стать настоящим экспериментатором помогает виртуальная химическая лаборатория, разработчиком которой и является Снадин А.В.