Калейдоскоп открытых учебных занятий

Вечным законом да будет:

учить и учиться всему через примеры,

наставления и применение на деле.

Ян Амос Коменский

 

      Открытый урок представляет собой одну из старейших форм методической работы как для внутришкольной, так и для муниципальной службы. Вопрос о роли и месте открытых уроков в практике учителей всегда остаётся актуальным. Часть учителей относится к открытым урокам отрицательно, выделяя, прежде всего, показной характер этих уроков. Другие учителя признают пользу открытых уроков, характеризуя их как лабораторию педагогического опыта, профессионального обмена мнениями.

      Пока урок является главной формой работы учителя и ученика, только он и остаётся объектом изучения, анализа, совершенствования и творческого восприятия. Через открытые уроки учитель может познакомиться с новаторскими приёмами, с новыми методическими находками, с проблемами, над которыми работают коллеги и, в конце концов, он может сверить свою работу с работой других учителей. И открытый урок – окно в этот огромный и меняющийся мир, мир творчества и профессионализма.

      В соответствии с планом методической работы территориальной группы методистов МКУДПО «ГЦРО» с образовательными организациями Кировского района в период с 17 января по 05 марта 2018 года были проведены открытые уроки для учителей начальных классов, учителей истории, математики и учителей, ведущих «ОРКСЭ».

       Учителя школ № 91, 109, 128, 134, 135 (Морозова Е. В., Заваруева Т. Ф., Фомина Е. В., Протченко Л. М., Булык Я. С., Овчинникова Е. О., Пискунова В. Н., Панова Л. П.) провели открытые учебные занятия по истории, математике, русскому языку, окружающему миру, основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры), основам духовно-нравственных культур народов России. Педагогами выдержаны в полном объёме структуры учебных занятий разных типов. Занятия были проведены в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов начального общего и основного общего образования: ориентация на новые образовательные результаты, нацеленность деятельности на формирование универсальных учебных действий у обучающихся, использование современных технологий. В соответствии с поставленными целями уроков педагоги эффективно использовали презентации, что обеспечило наглядное представление теоретических сведений, разные приёмы организации рефлексии: настроения и эмоционального состояния, деятельности, содержания, проводили физкультминутки в игровой форме. Применяемые педагогами формы организации познавательной деятельности, обеспечивали сотрудничество между школьниками, способствовали включению каждого ученика в деятельность по достижению целей.

      При обсуждении присутствующими педагогами было отмечено, что все учебные занятия проведены с использованием системно-деятельностного подхода, проблемных ситуаций, диалоговой формы общения; обучающиеся были активными субъектами учебной деятельности, а учителя выступали в роли помощников, консультантов, стимулирующих активность, инициативу, самостоятельность, поощряющих оригинальные находки.

      Открытый урок – визитная карточка педагога. Сколько бы ни спорили о «показном» характере таких уроков, об исключительности форм и методов и объёмной подготовке, именно открытые уроки показывают профессионализм учителя. Открытый урок способствует диссеминации педагогического опыта, мобилизует педагога на отбор методических приёмов и форм деятельности для демонстрации коллегам, является своеобразной «выжимкой» его лучших умений и форм общения с детьми. Посещающий открытый урок педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он, возможно спонтанно, одновременно подвергает оценке и свою деятельность, что тоже немаловажно.