Круглый стол "Актуальные аспекты обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях города Новосибирска"

В рамках проведения XV городской конференции работников образования 28 августа  2017 г. на площадке МБОУ «Гимназия № 9 им. Героя Российской Федерации М. Ю. Немыткина» прошёл круглый стол «Актуальные аспекты обучения детей с особыми возможностями здоровья общеобразовательных учреждениях города Новосибирска». В работе круглого стола приняли участие 102 руководителя и педагога  муниципальных образовательных учреждений города Новосибирска.

С приветственным словом к участникам круглого стола выступила Аникина Лариса Александровна, начальник отдела общего образования управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса департамента образования  мэрии города Новосибирска. Лариса Александровна подчеркнула актуальность темы секции, необходимость профессионального диалога и практических решений по проблеме обучения детей с ОВЗ.

Вела работу  круглого стола Суворова Ирина Николаевна, начальник отдела повышения квалификации МКУДПО «ГЦРО».

С основным докладом «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве: от проблем к результатам» выступил Рубен Оганесович Агавелян, директор ИД ФГБОУ ВО  НГПУ, д.п.н., профессор.

Заместитель директора МКОУ «С(К)НШ № 60 «Сибирский лучик» Оксана Михайловна Альберти представила участникам опыт деятельности образовательной организации в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Подходы к проектированию адаптированной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья раскрыла в своём выступлении Яна Николаевна Саватеева, заместитель директора ЧОУ школа «Аврора».

Эффективное взаимодействие участников образовательных отношений как фактора успешности работы с обучающимися с ОВЗ представила Елена Васильевна Чернова, заместитель директора МКОУ «С(К)Ш № 209».

Участники круглого стола также обсудили следующие актуальные темы обучения и воспитания детей с ОВЗ: «Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» (Н.Ю. Ефимова, директор МКОУ «С(К)Ш № 1»); «Учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС НОО  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью» (Л.В. Тимонова, специалист по методической работе ООО «СибВерк», официальный представитель издательства «Просвещение»).

Старший методист МКУДПО "ГЦРО" Е.А. Волкова презентовала собравшимся  систему методического сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и аспекты ее деятельности в рамках реализации модели муниципальной методической службы.

Участники работы секции определили, что в целях обеспечения деятельности образовательных организаций  по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  необходимо:

  1. Продолжить работу по развитию инфраструктуры ОУ, совершенствованию материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательной деятельности,  направленных на  формирование адаптивной  образовательной среды в соответствии со специальными условиями для  каждой категории детей с ОВЗ; уделить особое внимание формированию условий для использования информационных  технологий и дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
  2. В рамках  деятельности муниципальной методической службы предусмотреть систему деятельности профессионального сообщества  педагогических работников, занятых в реализации адаптированных общеобразовательных программ, активизировать усилия по развитию профессиональных компетенций педагогов, необходимых для эффективной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
  3. Совершенствовать модель взаимодействия образовательных организаций, родительской общественности, учреждений социальной политики, культуры, спорта в системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ в целях повышения эффективности реализации адаптированных общеобразовательных программы.
  4. Расширять спектр форм коррекционно-педагогической работы с обучающимся с ОВЗ, обеспечить возможность эффективного использования современных технологий организации образовательной деятельности, диссимиляции опыта реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  трансляции моделей успешной социализации обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

Данные предложения  переданы в рабочую группу по подготовке резолюции  XV Педагогической  конференции работников образования города Новосибирска.

Участники круглого стола в анкетах по итогам работы отметили, что предложенная тема являлась для них актуальной, интересной и отвечала потребностям профессиональной деятельности, а материалы, предложенные в ходе работы секции, не только полезны для практической работы, но и  мотивируют дальнейшее профессиональное развитие.