Мастер-классы для учителей начальных классов в Кировском районе

«Мастер-класс – это ярко выраженная форма ученичества

именно у учителя-мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта,

мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы»

М. М. Поташник

 

      Оптимальной формой организации взаимообучения, взаимосовершенствования на сегодняшний день как раз и является, на наш  взгляд, мастер-класс. Он имеет несомненные преимущества перед другими формами профессионального обучения. Основное его преимущество – уникальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы, приобретение и закрепление практических знаний и навыков, гибкость временных рамок проведения.

      28 февраля 2022 года учителями начальных классов МБОУ СОШ № 196 были проведены городские мастер-классы по темам «Ромашка-Блума» как один из приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения», «Освоение учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии в начальных классах».

      Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, нередко, возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание американского психолога Элисон Кинга, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».

      В ходе мастер-класса Епишева Юлия Андреевна продемонстрировала один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, «Ромашка Блума» или «ромашка вопросов и ответов». «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса, о каждом из которых рассказала Юлия Андреевна. А участники мастер-класса смогли поупражняться в составлении вопросов, используя текст русской народной сказки «Гуси-лебеди».

    Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия, а, значит, позволяет развиваться как в познавательной, так и в личностной сфере. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

      В ходе мастер-класса Олешко Татьяны Михайловны участники  вспомнили виды учебной рефлексии, какие функции выполняет рефлексия на уроке, и самое важное, что при выборе того или иного вида рефлексии необходимо учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся. В начале мастер-класса Татьяна Михайловна применила прием рефлексии «Острова», а в завершении «Все в твоих руках». В итоге учителя смогли пополнить свою копилку приемов рефлексии новыми, получив «Памятку эффективных приемов рефлексии».

      Подводя итоги работы, участники мастер-классов говорили о том, что представленный материал актуален и полезен, отличается новизной, учителя будут его применять в своей деятельности.

   Для того, чтобы стать профессионалом-мастером, педагогам необходимо постоянно учиться, учиться еще и друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование образовательной деятельности на принципах «равный обучает равного». Определение «взаимо» здесь особо важно. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение достижений другого сегодня практически бесперспективно, оно не дает должного развивающего эффекта в профессиональном развитии, не обеспечивает приращения в знаниях и умениях ни для стороны, демонстрирующей опыт, ни для стороны воспринимающей его.