Введение в тему конференции
«Проблемы интеграции гуманитарных и технократических компонентов образования»
Физики и лирики
Мысли вслух
...Не приносит ли большей пользы в конечном итоге
дух противоречия, чем дух единства?
Георг Кристофер Лихтенберг
Вопрос о преобладании в образовании технократической парадигмы над гуманистической непрерывно обсуждается в научной и публицистической литературе с рубежа 20 и 21 веков по сегодняшний день.
Вера в искусственный интеллект, который решит все проблемы и станет квинтэссенцией развития человечества, т.к. освободит его от всяких жизненных сложностей. Огромные вложения в работу в этом направлении, продолжающуюся постоянно, приводят мир к потерям в области морали, этики, духовности.
Прогресс не остановить, да и не надо, разумеется, но поиски золотой середины – это цель образования (и не только).
Что же происходит с этой точки зрения в образовании?
Технократическая парадигма требует для осуществления практических нужд общества грамотных технических специалистов.
И мы воспитываем целое поколение людей, для которых жажда знаний, так желанная для учителей, обусловлена расчётливым накоплением капитала.
Всевозможные тренинги, перекочёвывающие порой в стены школ, - это, по сути, управление (манипуляция) человеческими ресурсами, приводящее к тому, что человеку кажется: он совершает тот или иной выбор самостоятельно. А самостоятельности-то и нет. Очень часто это просто рекомендации: как общаться, как выжить, как относиться к данному явлению и т. п. Получается, что вместо чтения, думанья, анализа, рефлексии, которая позволяет формировать Я-концепцию, целостное мировоззрение, человек получат алгоритм (шаги) движения к успеху, счастью. Но это не им созданная система, не им увиденная целостная картина.
Ещё одно явление, характеризующее технократический подход в образовании. Введение тестирования (типа ЕГЭ) исследователи рассматривают как показатель приоритета технократического над гуманитарным. Ведь использование текста, стандартизированного задания – это выяснение соответствия знаний, умений и навыков требованиям ФГОС или другого стандарта. Мы не увидим в такой оценке тех качеств мышления, которые необходимы для решения современных системных задач.
И на поверхности, и латентно спрятанными, мы обнаруживаем много подводных камней, расставленных в благом желании освоить мир вокруг себя. Но ведь мы хотим, чтобы система образования решала многочисленные задачи. А это возможно, если сознание личности будет гибким, гармоничным и постоянно расширяющимся.
Теперь поговорим о мышлении. Технократическая парадигма, обеспечивая свои нужды, проектирует инженера высокого уровня.
На рубеже нового тысячелетия инженерная деятельность, а, следовательно, и инженерная профессия, были отчуждены от человеческих целей. За этим последовал кризис инженерной практики и инженерного образования, обусловленный традицией рассматривать человека не как цель, а как средство, подготовка специалиста для лучшего выполнения производственных задач, а не развитие личности с одновременным формированием тех компетенций, которые обеспечат самореализацию в собственном культурном пространстве.
Такой функциональный подход к человеку как к производительной силе и носителю профессии привёл к такому же функциональному отношению к природе как к сырьевому ресурсу.
Гуманитаризация же образования – это, в конечном счете, «очеловечивание» в том числе и технических наук, но реализованы идеи гуманитаризации могут лишь через выявление их вклада в общечеловеческую культуру, через раскрытие смысложизненных аспектов инженерной деятельности. Введение одних дополнительных часов истории, философии, искусства и т.п. не обеспечат гуманитарную составляющую образования.
А требуемую личность современного инженера не воспитаешь только изучением робототехники, станков с программным управлением и 3D моделированием.
И перед школой встала задача понимания, приятия и воплощения известного афоризма «Школа – не подготовка к жизни. Это есть сама жизнь».
Для решения проблем окружающей среды, в широком смысле этого слова, построения своей жизни, основанного на саморазвитии, выполнении долга перед Отечеством, необходимо уметь видеть явление и с различных сторон, и в целом. Чтобы развиваться самому и строить вокруг себя новое, современное, а ещё лучше опережающее время пространство, необходимо понимать взаимодействие частей и целого, уметь анализировать, комбинировать, интегрировать мысли.
Мы можем констатировать, что, по сути, есть необходимость в воспитании у школьников системного мышления. Так как именно для развития навыка системного мышления необходимо уметь: анализировать ситуацию, явление; устанавливать причинно-следственные связи; обосновывать и отстаивать сформированную точку зрения; интегрировать информацию, делать выводы, ставить серьёзные задачи (проблемы) и решать их. Интеграция математики, биологии, экономики, истории, языков, анализ лучших образцов мировой литературы при обучении в правильно организованной образовательной среде – это и есть золотая середина.
«Гуманитаризация современного инженерного образования, а именно такое образование становится новой национальной идеей, призвана создать предпосылки к соединению технической и гуманитарной культуры в одной личности, а достичь этого невозможно без овладения историко-техническими и историко-научными знаниями, дающими богатые возможности для формирования гуманистического мировоззрения и творческого стиля мышления». В противном случае мы вложимся в тупиковую ветвь лже-развития.
Прошу обратить внимания читателя, что не все тезисы здесь авторские и, уж тем более, бесспорные. Это просто мысли.
Источники:
А.К. Кувакин.
Технократический и гуманитарный варианты процесса информатизации образования
http://www.ipages.ru/index.php?ref_item_id=36891&ref_dl=1
Парадигма гуманного созидания развития науки и образования.
http://interlibrary.narod.ru/GenCat/GenCat.Scient.Dep/GenCatPhilisophy/16000001/16000001.htm
С.С. Корнеенков
Влияние технократической парадигмы образования на формирование личности и мышления
В.И. Шубин
Культура. Техника. Образование
Технократическое (проективное) мышление