Методы и приёмы повышения читательской активности обучающихся

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

В. Сухомлинский.

Современные дети не очень тяготеют к чтению книг в привычном бумажном формате. Нынешние школьники просто жить не могут без социальных сетей и смартфонов, а вот без внеклассного чтения многие из них прекрасно обходятся. Если ребёнок терпеть не может книги, он не начнет ими интересоваться, пока не поймет, зачем ему это надо. Необходимо показать ему выгоды от чтения и создать такую ситуацию, когда читать будет нужно для чего-то другого, и потом уже привносить в процесс удовольствие. Возможно, для этого придется потрать какое-то время  и поискать те книги, которые его действительно «зацепят». Главное не заставлять читать то, что не нравится, и подбирать литературу в соответствии с возрастом и интересами. Заинтересовать.

Вопросам «Как?» и «Чем?» заинтересовать школьников был посвящён прошедший 26 апреля 2021 г. в МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ районный семинар для педагогов – библиотекарей «Методы и приёмы повышения читательской активности обучающихся».

Иванова Наталья Александровна, педагог – библиотекарь МБОУ СОШ № 90 ХЭЦ, рассказала о своей деятельности по повышению заинтересованности школьников. Одной из  значимых работ стало создание «Летописи моей школьной библиотеки. По страницам памяти: прошлое, настоящее будущее..»  В создание этой летописи были активно задействованы учащиеся 8 класса.

Акция «Поэтическая поляна», проведенная в школе 21 марта во Всемирный день поэзии, вызвала живой интерес и отклик у всех. Стихи и прозу читали по памяти и  из печатных изданий как школьники, так и преподаватели и родители.

Четвертый год Наталья Александровна реализует проект «Мой читающий класс»

( для учащихся 2-4 класса) в рамках внеурочной деятельности.  Этот проект включает в себя 4 направления: «Чудо природы», «Занимательная география», «Художественная галерея» и «Книжный бум».  Школьники с удовольствием читают книги в поисках ответов на вопросы, которые перед ними ставит педагог или их одноклассник.

Совместно с Фатеевой Ольгой Ивановной, учителем изобразительного искусства этой же школы, был разработан проект «Культурное волонтерство»,  цель которого привлечь интерес учащихся к произведениям художественного искусства. Юные экскурсоводы  5 класса познакомили гостей со школьной картинной галереей и рассказали о двух наиболее интересных экспонатах. Ольга Ивановна поделилась своими методами работы с детьми, призванными заинтересовать, вызвать желание узнать больше о картинах и их авторах.

Для своих коллег – библиотекарей Наталья Александровна провела  мастер – класс «Реки России», где наглядно показала, какие приемы можно использовать в работе с учащимися.  Командам, состоящим из 4-5 педагогов,  была предложена физическая карта России, на которой необходимо было найти реку ( по предложенному описанию или стихотворению), вспомнить, в каких из ранее прочитанных произведений,  мы встречали её название. Составить по разрозненным отрывкам полное стихотворение. Затем самим вспомнить, какие стихи  знаем о реках. В заключении каждая команда писала синквейн на тему «Река».

Показанные  Натальей Александровной и Ольгой Ивановной методы и приемы работы вызвали неподдельный интерес у коллег. Педагоги подробно ответили на все интересующие вопросы.