Можно ли и как воспитать дистанционно?

        Я молодой классный руководитель. Вот только недавно я была ученицей этого лицея, а сейчас я – учитель истории и классный руководитель. Для меня учителя всегда были примером во всем: они все знают, все умеют. С каким бы вопросом к ним не пришел, всегда получишь ответ, узнаешь способ решения. А сейчас я сама учитель, и для своих учеников я – взрослый человек, знающий ответы на все их вопросы.  Но я понимаю, что знать все  невозможно, что искать решение некоторых вопросов придется ни один день, а может быть,  всю жизнь.  

         Сложный это процесс – воспитание! Вот было бы как в сказке:  взмахнул волшебной палочкой - и добро победило зло! Оторвал лепесток у цветика- семицветика - и все желания исполнились! Сказал волшебные слова - «и все живут долго и счастливо»! Но в жизни так не бывает. Невозможно сказать  это плохо, это хорошо, и человек сразу совершает только правильные, разумные поступки. Я глубоко убеждена, что воспитывает действие, то есть работа: кропотливая, ежедневная, ежечасная работа человека над собой. Роль классного руководителя, учителя, взрослого человека заключается в том, чтобы помогать, наставлять, создавать внешние условия для этого процесса. Активное включение ребенка в социально-значимую деятельность - основное, на мой взгляд, условие, при котором возможен сам процесс воспитания.  Важно создать вокруг ребенка развивающе-воспитывающую среду, атмосферу. Иначе говоря, воспитывающим фактором служат эмоционально-психологические связи, которые созданы в коллективе и деятельность, в которую включен ребенок, его социальное окружение.  Это понятные и давно известные истины.   

       И вот сейчас новая реальность - дистанционное образование. Хорошо это или плохо? Сразу не могу ответить  на этот вопрос. Возможно воспитать «на удаленке»? Отвечу однозначно - нет! Можно организовать разнообразные интернет-мероприятия: конкурсы, виртуальные экскурсии, акции и т.д. Можно быстро найти информацию и оказаться в любой точке земного шара фактически мгновенно. Интернет-ресурсы и компьютерные технологии дают нам широкий спектр возможностей. Но это все не про воспитание! Можно прослушать виртуальный концерт, сыгранный музыкантами одновременно из разных стран, но не получить ту эмоцию, которая рождается при прослушивании музыкальной композиции в концертном зале. А как выразить радость от общей победы команды в соревнованиях? Поставить «лайк»? Совместное эмоциональное переживание события  здесь и сейчас, дружеская рука, вовремя сказанные слова поддержки - этого не заменят все эмодзи вместе взятые. Рядом должны быть мы, взрослые, которые покажут, направят, научат. 

        Да, сейчас мой класс занимается дистанционно. Но я верю, что скоро ситуация изменится, и я смогу их обнять, заглянуть в глаза каждому ребенку, поговорить не через экран компьютера. Это очень важно! И мы снова будем готовиться к школьной «Зарнице», поедем в театр и пойдем в поход.  Мы все будем делать вместе! Это и есть воспитание. А пока мои ребята выходят ко мне на классный час по видеосвязи. Мы обсуждаем наш социальный проект, который реализуем уже третий год, планируем празднование Нового года, говорим об уроках. И я стараюсь через экран монитора увидеть каждого почувствовать, что происходит у него в душе. Я говорю  всем добрые слова  и очень жду, когда смогу сделать это вживую. Ждут и они… 

 

 

Щербакова Татьяна Сергеевна 

МБОУ лицей №81