“Навстречу Победе!” конкурс, объединяющий всех участников образовательных отношений

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.  

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит  

в любовь к родной стране, к её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

                                                                                                                        Д.С. Лихачёв

         В последние годы в нашей стране  происходят огромные изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Поэтому возрождение патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной и одной из основных задач дошкольного образования.

В Ленинском районе при методической поддержке  МКУДПО “ГЦРО” территориальной группы методистов прошел районный этап городского конкурса среди образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования “Навстречу Победе”. Модератором районного этапа конкурса выступила методист МКУДПО “ГЦРО” Марина Валерьевна Светоносова.

         Конкурс “Навстречу Победе” не оставил равнодушным ни одного педагога и руководителя  образовательной организации. Участие в конкурсе - это дань   признательности и уважения к ныне живущим ветеранам той страшной войны, это возможность прикоснуться к тем испытаниям, которые выпали на долю всего советского народа, это совместная работа всех участников образовательных отношений.

Для работы в качестве экспертов районного этапа конкурса были приглашены заместители руководителей по УВР, старшие воспитатели, воспитатели  и узкие специалисты ДОО Ленинского района.

         Дошкольные образовательные организации, в том числе и дошкольные отделения при СОШ, считают необходимым разрабатывать образовательные программы, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности с учётом  региональных особенностей. Программа  даёт широкие  возможности для разносторонней деятельности педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей) по разным направлениям нравственно-патриотического воспитания.  

В номинации “Программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников “Великой Победе посвящается...” свои программы представили: МКДОУ д/с № 432 “Детство с родным городом”, МКДОУ № 443 “Я - сибиряк и гражданин!”, и дошкольное отделение  МБОУ “Новосибирская классическая гимназия № 17”  “Я - россиянин”.

Основной целью программ является воспитание нравственных качеств юных граждан чрез формирование интереса к истории и современной жизни нашего района, города, страны.  Педагогами предложены разнообразные формы реализации программ в зависимости от возрастной группы детей. Чем взрослее дети, тем шире информация для познания, начиная от близкого окружения до интерсных фактов из истории города, области, страны. Наряду с историей, дошкольники знакомятся и с культурой разных национальностей,  населяющих Россию, достопремечательностями Новосибирска и других  крупных городов (например, Москвы, Санкт-Петербурга), с именами знаменитых людей города и страны.

В номинации “Педагогический проект по нравственно-патриотическому

воспитанию детей дошкольного возраста “Мы помним, мы гордимся!” было представлено 23 проекта, описывающих работу педагогов по данному направлению. В ходе реализации проектной деятельности воспитанники знакомятся с историями семей, фотографиями  и вещами  далёких  военных  лет; яркими личностями героев войны и прежде всего, героями-новосибирцами;  названиями улиц, названных в их честь,  памятниками  и многими фактами из истории войны, доступными понимаю дошкольников.

Представленные методические разработки (Программы и проекты) направлены на вовлечение всех участников образовательного процесса  в активную деятельность и предусматривает большое разнообразие форм её организации: совместную поисково-исследовательскую детяельность детей и взрослых, ролевые игры, театрализации, праздники, спортивные соревнования, творческие  выставки и многое другое. 

         Все программы и проекты оценены по достоинству. Лучшими методическими материалами признаны:

- Программа “Я - Сибиряк и гражданин!” МКДОУ № 443  (авторы программы: старший воспитатель - Ячменева Е.С.;  воспитатели - Курабаева М.Н. Корнечук И.В., Тур М.Ю., Нестерова Н.А., Сердюкова Э.П.);

- проект МАДОУ д/с № 298 “Река времени 1945-2020” (авторы проекта: старший воспитатель - Чернышова Т.В., воспитатель Смирнова И.С., учитель-логопед Гринимайер Т.В.); 

- проект МКДОУ д/с № 331 “Великой Победе посвящается...” (авторы проекта: заведующий - Титкова И.В., старшие воспитатели - Коваленко Л.Б., Миронова С.П.);

- проект МКДОУ д/с № 465 “Не прерывается памяти нить..” (авторы проекта: старший воспитатель - Фёдорова Т.Ю., воспитатели - Ятченко Н.П., Шумакова А.Н., Шкатова С.Г.)

Победители районного этапа представили свои разработки  на городском уровне конкурса “Настречу Победе”.

         Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной Войны и, к сожалению, её ветеранов с каждым годом остаётся всё меньше. Очень важно сейчас не прервать живую нить о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте сохранить ростки памяти о доблести и славе русского солдата. Хорошей традицией является создание уголка, посвящённого 9 мая, в котором дети и родители могут участвовать наряду с воспитателями. 

На конкурс в номинации “Уголок памяти в детском саду “Память сильнее времени”  27 дошкольных организаций представили видеоматериалы об экспозиции памяти защитников Родины.  Уголки были представлены  в виде стендов, застеклённых витрин, где можно увидеть фотографии героев ВОВ, фотографии родствеников воспитанников, документальную хронику, предметы и  солдатские вещи, макеты военной техники и самые ценные экспонаты - это медали и ордена участников ВОВ.   Особенно интерсными были уголки в виде имитации солдатского блиндажа или землянки, где экспонаты расположены в открытом доступе на уровне ребёнка. Каждый может прикоснуться к понравившемуся экспонату, “погреться у печки-буржуйки”, примерить солдатскую каску, взять в руки фляжку или планшет. Все участники приложили немало усилий. Жюри был отмечен  творческий подход к презентации  экспозиций, в которой участвовали педагоги и воспитанники.

Победителем в номинации “Уголок памяти в детском саду “Память сильнее времени” стал детский сад № 84.  Так же жюри были отмечены детские сады  № 95, 133, 298, 331, 465, 472.

            Каждый человек вправе гордиться своей семьёй, частичкой которой он является. Семейный альбом, фотографии даже спустя десятки лет помогают  ощутить неразрывную связь родных людей, понять и почувствовать, что это самое дорогое, и останется с нами на всю жизнь. 

Наиболее сложным в работе экспертов конкурса стала задача оценить  номинацию “Детско-родительский проект “Семейный альбом”.  На конкурс представлено 43  исследовательские работы,  выполненные детьми и родителями по поиску материалов о ветеранах ВОВ - членах семей воспитанников.

Номинация была организована на площадке МАДОУ д/с № 298. Руководитель детского сада, Рязанцева Ю.Л. и старшие воспитатели - Викарчук И.Б., Чернышова Т.В. создали комфортные условия для работы экспертов и оказали большую помощь в размещении и сохранении  творческих работ.

Членами жюри была оценена оригинальная форма, техника выполнения альбомов: макет “Монумент Славы”,  видеопроектор, санитарная сумка. Альбомы выполнены из самых разных материалов: картон, разнообразная по фактуре бумага, ткань, дерево и пр.  Самое ценное - это содержание альбома. Родителями и детьми бережно храниться в пожелтевших фотографиях память о прадедах, ушедших на фронт, истории подвигов и военных наград, треугольники писем, повестки и извещения, военные билеты, описаны сведения из архивов Новосибирска и других городов.

Победителями в данной номинации является семья Иркитовых (МАДОУ д/с № 84), семья Морозовых (МКДОУ д/с № 112), семья Рябовых (МКДОУ д/с № 238), семья Сысоевых (МАДОУ д/с № 298), семья Новак (МКДОУ д/с № 465).  Лауреаты I  II  III  степени поделили между собой семьи из ДОО № 15, 66, 81, 88. 95, 144, 196, 208, 238, 293, 298, 323, 331, 360, 422, 443, 445, 465, 472, 481, дошкольного отделения МБОУ СОШ №90.

         Спутницей истории, судьбы великой нашей страны, участницей многих великих подвигов, и просто отрадой для бойцов в перерывах между боями была песня. Время проходит, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.  И мы, внуки и правнуки победителей в той войне, сами неравнодушны к прошлому и обязаны всеми адекватными средставми воспитать это чувство в наших детях. 

В номинации “Творческий музыкально-театральный проект “Песни, опалённые войной” 30 творческих детских коллективов из дошкольных учреждений (в том числе  из дошкольных отделений при СОШ) представили  инсценированные музыкальные произведения - песни о Великой Отечественной Войне.  Номинация была организована в формате мини-концерта на площадках детских садов № 133, 348, 445, 465 и МБОУ СОШ № 15. 

На каждой площадке был разработан свой сценарий, оринтированный на детскую аудиторию и взрослых зрителей. Ведущие - педагоги дошкольных организаций, профессионально провели мероприятие, объявляя не только название и авторов песен, но и познакомили гостей с иторией их создания. 

Вниманию жюри были представлены такие музыкальные композиции как “Землянка”, “Дорожка фронтовая”, “Алёша”, “Смуглянка”, “Катюша”, “Казаки в Берлине”, “День Победы”и др. Это песни, не потявшие своей актуальности, живущие в сердцах ни одного поколения россиян. А так же педагоги не обошли вниманием и современные песни о ВОВ: “Закаты алые”, “Огонь памяти”, “Красные маки”, “Жди меня, родная”, “Победная весна 45-го года”.
         Все творческие номера яркие, индивидуальные, костюмированные, сопровождаются элементами инсценирования с привлечением атрибутов, помогающих передать содержание и настроение музыкального произведения. В голосах, движениях, глазах юных артистов каждая песня – это прожитый кусочек жизни, затрагивающий до глубины души нас взрослых .

Победителями в номинации являются:

- детский  коллектив “Калейдоскоп” (МАДОУ д/с № 369, музыкальный руководитель - Ашлапова Л.Н.);

- детский коллектив “Ромашка” (МКДОУ д/с № 445, музыкальный руководитель - Романова И.В.)

- детский коллектив “Колокольчики” (МБОУ СОШ № 129 дошкольные группы, музыкальный руководитель - Шульгина Е.М.)

         Так же на высокий уровень подготовки показали детские сады № 481, 465, 432, 415, 331, 238, дошкольные отделения МБОУ СОШ № 94, 15.

         Изучая историю своей страны, своей семьи, мы передаём эту самую историю из поколения в поколение, не забывая тех, кто подарил нам жизнь и мирное небо над головой.

         Конкурс “Навстречу Победе” объединил всех участников образовательных отношений на разных уровнях: педагогов, детей и их родителей, руководителей образовательных организаций. Позволил реализовать огромный потенциал семьи  при участии в образовательном процессе. Педагогам обобщить и поделиться опытом по внедрению исследовательской и проектной деятельности. Руководителям проанализировать, обновить содержание образования, формы, методы, приёмы работы, способствующие реализации воспитательного компонента  ФГОС ДО.

Личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими боевыми и трудовыми подвигами прославляли имя родной страны является прочной основой для формирования духовно-нравственных, патриотических ориентиров, проявлению уникальных знаний о военном периоде страны, усилит позитивную систему жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов. Война для взрослого поколения – это очень личное, это касается близких членов семьи – отцов, матерей, бабушек, дедушек. Для детей, которым сейчас 5-7 лет, это уже далекое прошлое. Поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какими вырастут наши дети, станут ли они гордиться страной, в которой родились, будут ли чтить и помнить подвиги своих предков.

.....Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
   Я не напрасно беспокоюсь,
 Чтоб не забылась та война;
 Ведь эта память – наша совесть,
 Она, как сила нам нужна.

(Ю. Воронов “Опять война, опять блокада”)

 

Светоносова М.В., методист МКУДПО “ГЦРО”