Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни.

 

 Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только

 тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете

 его,  или приказываете ему. Вы воспитываете

его в каждый момент вашей жизни.

А. С. Макаренко

 

      Наша школа расположена на улице Макаренко. Полтора года назад, благодаря усилиям педагогов и обучающихся,  на фасаде нашей школы появилась памятная доска великому педагогу.  Идеи Антона Семеновича актуальны и сегодня, в новой парадигме образования, поэтому я и мои коллеги постоянно обращаются к наследию замечательного педагога.

      Могли ли мы представить на пороге 2020 года, что дистанционное обучение, элементы которого мы порой применяли,  станет реальностью?

      До 1 апреля 2020 года, обучая детей в очном режиме,  мы чаще всего сталкивались с такими формулировками дистанционного обучения: «Дистанционное обучение -  перспективный способ  получения  образования на современном этапе развития общества,   это новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащихся». Ни в одном нормативном документе воспитание и дистанционное обучение как единое целое не рассматривалось. Но затянувшая жизнь в формате дистанционки в четвёртой  четверти минувшего учебного года соединила эти два понятия для детей, родителей и учителей. Они  стали неразрывны,  обрели новый смысл, помогли выдержать все сложности этого периода, обогатили всех участников новыми качествами.

      Мессенджер WhatsApp стал  одним из простейших, но важных ресурсов дистанционного обучения. В начале четвёртой четверти  в нашем  классе наряду с родительской была создана детская группа. В ней размещались домашние задания, голосовые комментарии к выполнению упражнений, обучающие презентации и ссылки. Родители всё реже стали вникать в домашние задания, их роль больше сводилась к контролю и  отправке выполненного домашнего задания  на электронную почту учителя. Самостоятельность и ответственность – именно эти качества проявились у учащихся в этот непростой период. А ещё ребята учились общаться: ведь нужно было писать сообщения в группу грамотно, ясно, используя правила хорошего тона.   

         Наш класс стал активным участником образовательной платформы «Учи.ру». Ребята не просто выполняли задания, но и стремились сообща зарабатывать баллы, соревнуясь с другими классами школы. Во многих марафонах наш коллективный труд входил в тройку лидеров. Думаю, что ребята   прочувствовали  девиз «Один за всех и все за одного!» именно на этом этапе четырёхлетнего обучения.

Этот дистанционный период совпал со многими календарными событиями: Днём космонавтики, Великой Пасхой,  Праздником Весны и Труда, Днём Победы. Ребята мастерили поделки, представляли рисунки, читали  стихи, пели песню «День Победы». Самые смелые ученики размещали свои творения в общей детской группе и получали одобрительные оценки.

        Особенно хочется отметить воспитательную составляющую мероприятий к 9 Мая. Они не появились   стихийно, не по указанию сверху, они стали продолжением большой работы, которая проводилась в течение всего учебного года в рамках проекта «Этот вечный огонь нам завещанный  одним,  мы в груди храним».

       Проект стартовал в 2 октября 2019 года.  В канун 105-летия советского диктора Юрия Борисовича Левитана была проведена викторина «Глашатай Победы». Во время посещения Колыванского краеведческого музея ребята познакомились с экспозицией «Живёт в нас память о войне». В ноябре мои ученики стали участниками и победителями районного конкурса сочинений «Связь поколений: вчера, сегодня, завтра» и городского конкурса «Желаю тебе, Земля моя!» в номинации «Художественное слово». Декабрь запомнился моим ребятам участием во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Ёлка Победы» и посещением новогоднего представления сибирского хора «Снежинка из 45-ого года». 11 февраля учащиеся моего класса  представили ученикам начальной школы устный журнал «Знает народ: пионеры-герои навечно остались в строю!» Он был посвящён 90-летию Вали Котика – самого юного пионера – героя Советского Союза.  В феврале непростую судьбу своей прабабушки   представляла Пущина Софья на районном этапе городского конкурса исследовательских проектов младших школьников «Мое первое открытие» в номинации «Литературное чтение» и стала победителем. Соня написала сборник рассказов «А  за годами многое осталось» по воспоминаниям Анны Сергеевны Мазеиной, которой 10 февраля исполнилось 100 лет. Есть в  биографии прабабушки  и страшные дни войны. Март в моём классе был отмечен Фестивалем мини-проектов «Когда-нибудь мы вспомним это, и не поверится самим». К Фестивалю каждый ученик собрал информацию по определённой теме в рамках  Великой Отечественной войны и творчески её представил в формате газеты. 

     Дистанционное обучение не стало преградой для педагогического проекта, он  получил активное продолжение. Ребятам было рекомендовано  прочитать книги-юбиляры: «Сын полка» Катаева, «Четвёртая высота» Ильиной, «Тимур и его команда» Гайдара, ответить на вопросы викторины, выполнить иллюстрации к произведениям, поучаствовать в городском конкурсе «Сквозь года звенит Победа» и в школьных акциях «Окна Победы» и «Дорогами войны». В рамках предмета ОРКСЭ мною была разработана и представлена презентация для учащихся «Господь дарует нам Победу!»

       А. С. Макаренко уверял: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира». Мероприятия патриотической направленности формируют гражданскую активность, ответственность за собственные действия и поступки, воспитывают уважение к правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, приобщают детей к культурному наследию и традициям, развивают духовность и становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами.

          На страницах своего педагогического сайта я освещала события, которыми была наполнена наша классная жизнь в течение четверти, представляла творческие выставки рисунков и поделок. Три ученицы: Сонина Анастасия, Никитина Мирослава и Васильева Дарья - стали победителями и призёрами городского конкурса сочинений. В августовском номере  «Педагогического обозрения» № 211 размещены два сочинения моих учениц.

         В День Победы мы всем классом смотрели по телевизору фильм «Т-34», а на следующий день обсуждали. Ребята и родители обменивались своими мыслями, впечатлениями, выкладывали любую информацию о легендарных танках.

       Дистанционное обучение не помешало моим ребятам и всем ученикам нашей школы создать ежегодный традиционный  календарь ветеранам войны «Мы помним! Мы гордимся!»  из рисунков. Календарь был вовремя доставлен ветеранам и вдовам войны Колыванского района Новосибирской области активистами Регионального  отделения  клуба «УАЗ Патриот».

        Накануне Дня Победы           мои ученики   приняли участие в викторине  Online Test Pad «Помним и гордимся!» 82.2 % - результат среза исторических знаний по истории Великой Отечественной войны.

        Я считаю, что в течение двух месяцев у нас с ребятами и родителями сложилось очень плодотворное общение. Мы были нужны друг другу, хотелось покрепче обняться при случайной встрече. Ребята повзрослели на глазах. Очень часто ученики выкладывали  в WhatsApp свои семейные новости и радости, делились небольшими достижениями и открытиями.

      Находясь на дистанционном обучении, ребята успешно окончили учебный год. Я уверена, что наше плотное взаимодействие, интересный график мероприятий воспитательной направленности  помогли справиться с временными сложностями в обучении.

        А в последний учебный день я получила от детей и родителей подарок: видеоролик с поздравлениями в честь окончания начальной школы и пожеланиями на будущую жизнь. Дети и родители готовили его втайне от меня, в разных условиях, снимая маленькие сценки. Получился очень трогательный фильм, который невозможно было смотреть без слёз. Этот ролик как итог учебного года, как результат сложившейся системы воспитания, как великая благодарность   за совместно прожитые годы, как бесценный и дорогой опыт взаимодействия на расстоянии.

      Конечно, если бы  учебная четверть проходила в обычном режиме, многие мероприятия воспитательной направленности прошли бы в другом формате, более торжественно, ярко и глубоко. Но жизненная ситуация продиктовала новые условия, необходимо было достойно принять эти обстоятельства и продолжать работать.

       Подводя итог вышесказанному, нужно заверить, что во время дистанционного обучения ребята не только получали знания, но и обогащали свою душу и сердце.

      Мудрым высказыванием всемирно известного воспитателя хочу закончить свои рассуждения. Словно о дистанционном обучении и воспитании в моём классе говорил Макаренко, написав эти строчки лет 80 назад: «Горячо жил коллектив, звенел смех, плескались шутки, искрились характеры, мелькали огни дружбы и симпатии, высоко к небу подымались прожекторы обычной человеческой мечты о завтрашнем дне».

Воронова Елена Ивановна 

учитель начальных  классов

МБОУ СОШ № 78