Дистанционные технологии в системе методической работы: новые вызовы, эффективные решения

Жизнь становится намного интереснее,

если подходить ко всем её вызовам творчески.

Билл Гейтс.

                                                              

Цифровые технологии несут в себе мощнейший потенциал для развития современного общества, становятся эффективным инструментом общения, обучения и развития. В условиях модернизации образования растет необходимость формирования гибкой системы непрерывного профессионального развития работников отрасли,  в первую очередь, педагогов и  управленцев, обеспечивающей возможность непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки.

 Это определяет необходимость поиска специалистами системы дополнительного профессионального образования новых способов и технологий организации образовательной деятельности, методического сопровождения педагогических и руководящих  работников на основе оптимального использования ресурсных возможностей новых инструментов и открытого информационно-образовательного пространства

  • бладает рядом достоинств. Среди них:

- большая свобода доступа к обучающим ресурсам, сокращение затрат на обучение и экономия времени обучающихся и преподавателей за счет возможности получать образование без отрыва от работы с использованием мобильного Интернета;

  • персонализация обучения:  продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности;

- актуализация опыта педагогической деятельности, в которой происходит смещение акцентов с пассивного обучения на самообразование, что является актуальной мировой тенденцией современного информационного общества с его ориентацией на идеи непрерывного образования;

- компетентность, качественность, эффективность образования – электронные курсы и их учебно-методическое сопровождение создаются не одним педагогом, а коллективом специалистов, проходят экспертную оценку, а цифровой форматучебных материалов позволяет своевременно и оперативно их обновлять, кроме того, дистанционное образованиедает возможность использовать удаленные высокопрофессиональные педагогические ресурсы;

- работа в виртуальной образовательной среде как правило является мотивирующим стимулом и вызывает интерес в силу своей инновационности;

- в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные слушателем в процессе обучения;

- разнообразие форматов обучения: интерактивные лекции, игровые симуляторы, интерактивные тесты, виртуальные практические работы, моделирование учебных ситуаций и т. д.

- реализация потребности в самообучении и постоянном профессиональном самосовершенствовании под профессиональным руководством.

С 2019 года в МКУДПО "ГЦРО" реализуется проект "Непрерывное профессиональное развитие педагогов и руководителей образовательных организаций города Новосибирска: современные условия, цифровая образовательная среда" в рамках которого осуществляется активное включение в арсенал методической деятельности  цифровых технологий, прежде всего,  при реализации дополнительных профессиональных программ.

Для апробации системы онлайн-курсов  в МКУДПО "ГЦРО" к январю 2019 года была  разработана дополнительная профессиональная программа "Актуальные компетенции педагога в условиях реализации профессионального стандарта" для  целевой группы педагогов общеобразовательных организаций. В 2019 году обучение по ней в дистанционном режиме  прошли 163 слушателя. К  2020 для реализации в онлайн-режиме подготовлены еще две ДПП: «Актуальные вопросы организации воспитания в образовательном учреждении», «Актуальные компетенции педагога ДОУ  в условиях реализации профессионального стандарта».  Их освоение слушатели начали с февраля 2020 года. К апрелю  2020 года в дистанционном режиме на базе МКУДПО "ГЦРО" было обучено 310 слушателей. Дистанционное образование слушателей организовано на базе сервера департамента образования мэрии г. Новосибирска с использованием возможностей программного комплекса Moodle.

Для разработки онлайн-курсов МКУДПО "ГЦРО" применяются  инструменты, позволяющие  эффективно организовать учебную деятельность  слушателей на информационном портале: интерактивные лекции, учебные книги, тематические презентации. Учебные занятия  дополняются подборками нормативных правовых документов, информационных и справочных материалов, ссылками на ресурсы сети Интернет.          

Дистанционные курсы снабжены полным комплектом диагностических и  контролирующих материалов, позволяющих не только оценивать уровень освоения слушателями  онлайн-курса,   но  и изучать  мотивацию педагогов к  участию в курсовой подготовке, их удовлетворенность как качеством учебных материалов, размещенных на портале, так и самой организацией дистанционного образования. 

Для слушателей разработаны  контрольные  вопросы  в структуре  лекционного материала, задания по основным разделам и темам, анкеты и опросники входной и итоговой диагностики, тесты промежуточной аттестации, подготовлены темы для итоговых проектов и аттестационных  работ. 

Анализ итоговых анкет слушателей показывает, что 94% из их числа  высоко оценивают качество обучения в рамках онлайн-курсов, 100% слушателей отмечают актуальность полученной на курсах информации и готовы рекомендовать коллегам обучение на курсах ГЦРО с использованием дистанционных технологий.

В течение 1 полугодия 2020 года  к реализации в дистанционном режиме готовилась еще одна дополнительная профессиональная программа «Работа с обучающимися с ОВЗ в условиях реализации адаптированных общеобразовательных программ». Её реализация была запланирована на декабрь  2020 года.

В соответствии с проектом возможность осваивать в дистанционном режиме все, реализуемые МКУДПО "ГЦРО" дополнительные профессиональные программы, должна быть создана к 2022 году. Проект предусматривал и активное включение в практику деятельности МКУДПО центра цифровых форматов методических мероприятий для работников муниципальной системы образования: вебинаров, онлайн-лекций, тренингов мастер-классов, интернет-конференций. Их апробация планировалась с начала 2020/21 учебного года.

Однако, жизнь внесла данный процесс свои коррективы.  Эпидемия короновируса, вызвала необходимость организации  образовательной деятельности и методической работы в условиях самоизоляции, что потребовало экстренного пересмотра форматов организации как образовательной деятельности, так и методического сопровождения.    

В соответствии с приказом министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», приказа  министерства образования Новосибирской области от 16.03.2020 № 707 «Об усилении санитарно-противоэпидемических мероприятий в образовательных организациях» и приказом департамента образования мэрии города Новосибирска от 16.03.2020 № 0247-од «Об усилении санитарно-противоэпидемических мероприятий в образовательных организациях города Новосибирска», в целях повышения эффективности образовательной деятельности МКУДПО «ГЦРО», все, реализуемые на момент начала карантинных мероприятий,  дополнительные профессиональные программы центра  были переведены в дистанционный режим. 

 На конец марта 2020 года в очном режиме на базе МКУДПО "ГЦРО" обучалось по различным дополнительным профессиональным программам повышения квалификации  8 учебных групп, 274 слушателя. Для организации их  обучения в дистанционном режиме  были использованы возможности официального сайта МКУДПО «ГЦРО».  Методистами отдела повышения квалификации оперативно проведен сбор  учебной информации с преподавателей курсов для  проведения учебных занятий в дистанционном режиме в соответствии с учебно-тематическими  планами курсовой подготовки, ее размещение для слушателей во  вкладке «Материалы курсов»,  страницы  сайта «Информация для слушателей».

   Информационное взаимодействие со слушателями в условиях дистанционного обучения было организовано различными способами: через почтовые серверы, общение по телефону, контактные группы в WhatsApp.

    По наиболее сложным и  остребованным учебным темам методистами всех отделов  ГЦРО, участвующих в реализации дополнительных профессиональных программ, для слушателей были подготовлены видео материалы и организованы онлайн-занятия. Для проведения таких занятий специалистами Центра была освоена программа Zoom.

 Выбор данного программного комплекса не был случайным. Специалисты отдела повышения квалификации протестировали и по достоинству оценили его преимущества:  можно подключить всех слушателей курса, в рамках занятия  удобно демонстрировать  презентации, документы, видео материалы,  организовать виртуальную доску при помощи любой из программ на рабочем  компьютере. Слушатели активно взаимодействуют в ходе занятия, друг друга слышат и видят, могут задавать вопросы, общаться в чате.

Программа позволяет выстроить как проблемную лекцию, так и доверительный разговор со слушателями по волнующим их вопросам современного образования, дает возможность совместно работать с документами, обмениваться файлами.  Имеется возможность сделать видеозапись занятия и разметить ее для просмотра  слушателями.

При использовании программы мы столкнулись и с рядом проблем.  Во время занятий иногда случались сбои в программе, не всегда сразу получалось всем слушателям подключиться к  конференции. Однако, возможность создать новую ссылку, оперативно направить ее участникам видео конференции, позволяла продолжить занятие, не потеряв при этом времени. Не  всегда справляется с резко возросшей на нее нагрузкой  и  сеть Интернет, но и тогда есть возможность выключить камеры, и продолжать занятие  в режиме  аудиосвязи. 

Zoom позволяет объединить людей, находящихся в разных местах, экономит время на дорогу и сборы.

Конечно, использование дистанционных технологий делает обучение «перевернутым», то есть предполагает самостоятельное изучение материалов так, чтобы ценное время онлайн  общения  тратилось на осмысление, уточнение и закрепление изученного.  Дистанционный формат позволяет  слушателям научиться эффективно планировать свое время, ставить свою индивидуальную образовательную задачу и реализовывать ее.

В дистанционном режиме была организована для слушателей и промежуточная аттестация, дистанционно они представляли свои итоговые аттестационные работы, а члены аттестационной комиссии, так же дистанционно оценивали их. 

Слушатели были удовлетворены тем,  что для них во время  самоизоляции сохранялась возможность продолжать обучение в дистанционном режиме, общаться с коллегами, осваивать новые форматы образовательной деятельности. Они отмечали, что такое обучение способствовало повышению их цифровой грамотности, культуры потребления цифровой информации, взаимодействия в сети Интернет.

Переход на дистанционное образование  стал серьезным испытанием и для специалистов МКУДПО "ГЦРО". Пришлось быстро, методом "погружения", осваивать новые информационные инструменты, по новому подходить к отбору учебного материала и организации взаимодействия со слушателями. Дистанционная работа потребовала  от преподавателей курсов существенно больше времени на подготовку и большей концентрации в процессе учебных занятий. В рамках  образовательной деятельности  они получили  возможности для  совершенствования собственных  информационных  коммуникационных компетенций, формирования на их базе такой важной в современном мире цифровой культуры.

Оперативные и слаженные действия методистов Центра позволили не сорвать курсовую подготовку, завершить все реализуемые программы.

Режим самоизоляции внес существенные коррективы и в другие аспекты организации методического  сопровождения руководителей и педагогов. Исключительно в дистанционный режим были переведены монитроринговые исследования,  методические мероприятия. Методические консультации по различным  аспектам организации образовательной деятельности проводятся как по телефону с использованием аудио связи, так и с помощью видео звонков, общения в Скайте, WhatsApp, социальных сетях и мессенджерах.  Существенно возросла роль сайта организации. В новостной его странице размещалась вся оперативная информация, вопросы организации дистанционного обучения координировались на информационной странице отдела повышения квалификации, резко увеличилось количество обращений, которые поступали через   интерактивную вкладку «Задай вопрос методисту». 

В дистанционном режиме в этот период организовывалась работа городских методических объединений. Являясь куратором городского методического объединения учителей истории и обществознания могу поделиться тем, как это делали мы.

Карантинные мероприятия и изменение режима образовательной деятельности, связанные с распространением короновирусной инфекции и проведением противоэпидемических мероприятий  не позволили реализовать план работы ГМО в полном объеме.  Подготовленный  городской научно-практический семинар учителей истории и обществознания по работе с обучающимся с ОВЗ на уроках  истории и обществознания, не был проведен, его проведении перенесено  на декабрь 2020 года. Не состоялись  квест «Дорогами войны»,  интеллектуальная игра «Умники и умницы» по теме: «Московские князья и великие князья (1263–1547)», а конкурс для школьников "Вклад новосибирцев в Победу в Великой Отечественной войне" был проведен дистанционно.

 Педагоги города дистанционно  имели возможность представить свои материалы в сборник методических разработок "Я знаю! Я помню!", посвященный 75-летию Великой Победы. Материалы подготовили 32 педагога. По итогам редакционной комиссии  и профессионального отбора в сборник вошли  12 лучших работ.  В нем собраны различные по жанру и форме материалы, обобщающие и представляющие опыт учителей нашего города  по проведению праздничных мероприятий, образовательных событий, акций, классных часов, тематических уроков, исторических вечеров, литературно-музыкальных композиций,  посвященных главному празднику нашей страны - Дню Победы. Свое место в сборнике нашли  статьи, посвященные организации патриотического воспитания в школе,  информационные  методические материалы, раскрывающие различные станицы Великой Отечественной войны, позволяющие  подготовить интересные и содержательные беседы с  учащимися, праздничные мероприятия, организовать проектную и исследовательскую деятельность. Материалы сборника помогут сохранить  историческую память о героическом прошлом нашей Родины и передать её новым поколениям. Сборник  адресован не только учителям истории, но и  всем педагогам, которые  в Год Памяти и Славы, а также и после его завершения, на уроках и внеклассных мероприятиях смогут организовать обсуждение самых различных аспектов непреходящей тематики истории Великой Отечественной войны. Материалы сборника размещены на информационной странице ГМО.

В настоящее время ведется сбор материалов  в методический сборник "Современный урок обществознания: опыт педагогов города Новосибирска". Его формирование запланировано на июнь-август 2020 года, сборник будет подготовлен и размещен на информационной странице ГМО к началу нового учебного года. 

Информационная страница ГМО учителей истории и обществознания, созданная и поддерживаемая в актуальном состоянии  на сайте МКУДПО "ГЦРО", стала новым полезным информационным ресурсам, обеспечивающим  деятельность педагогов. На ней размещаются подборки нормативных документов, методические материалы, важная информация для педагогов, обобщается педагогический опыт учителей города.

Итоговое  заседание, посвященное анализу результатов реализации плана работы ГМО в 2019/20 учебном году и планированию работы на  2020/21 учебный год состоялось 20.05.2020г . в дистанционной форме в режиме видеоконференции с использованием возможностей информационной платформы Zoom.  Участие в данном заседании приняли все члены ГМО.

Жизнь заставила нас изменить свою работу, изменить систему взаимодействия с коллегами, партнерами, изменить свое отношение к тому, что мы привыкли делать, измениться самим. Дистанционные форматы мы не считаем идеальными. Даже видеоконференции не заменят живого общения, обсуждения спонтанно возникающих вопросов, идей. Но цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь, нашу деятельность, они создали среду, объединяющую методическое пространство, подарили новые возможности для творческой коммуникации.

Суворова Ирина Николаевна,

начальник отдела ПК МКУДПО «ГЦРО»