«Нужно создать гармонического человека… развить все его способности». А.В. Луначарский

«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным». 

Я. А. Каменский

       Федеральные государственные стандарты определяют духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся задачами первостепенной важности. Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявление непреходящих духовных богатств, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понимание взаимосвязи каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.

      14 марта 2018 года на базе МБОУ СОШ № 184 состоялось заседание РМО учителей истории и обществознания Калининского района по теме: «Методические проблемы реализации пяти направлений внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС». На заседании присутствовали учителя истории и обществознания образовательных организаций Калининского района. Поприветствовала педагогов методист МКУДПО «ГЦРО» Е. М. Драгун.

       Открыла заседание руководитель РМО учителей истории и обществознания М. В. Волчкова. Марина Викторовна напомнила участникам заседания о том, что ФГОС предполагает реализацию пяти направлений внеурочной деятельности, в том числе духовно-нравственное, гражданское воспитание обучающихся неразрывно связанное с преподаванием истории в школе. В своем выступлении она подчеркнула важность создания условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Поэтому, безусловно, внеурочная деятельность является инструментом творческого развития каждого ребёнка. Здесь педагогу важно соблюдать единые организационные подходы к реализации внеурочной деятельности, быть заинтересованным в обеспечении качества индивидуального развития каждого ребенка, уметь оптимально совместить по времени и дополнить по содержанию урочную и внеурочную деятельность обучающихся. 

      Далее своим опытом в организации внеурочной деятельности обучающихся поделилась Евсюкова Н. А., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 173. Под ее руководством учащимися 6-11 классов была создана  интеллектуальная игра «Советское кино». Как отмечает Наталья Александровна, шестиклассники с удовольствием искали мультфильмы советской эпохи, придумывали задания к ним, помогали формулировать вопросы к другим отрывкам. Учащиеся 9-11 классов искали отрывки из советских фильмов, продумывали этапы и задания игры, монтировали видео. Игра изначально задумывалась детьми как соревнование между учителями и учащимися. Когда ее создание было закончено, дети предложили провести ее с родителями, причем родители и дети были в одной команде. Такая возможность неформального общения с родителями, педагогами и сверстниками позволяет не только  интересно провести время, расширить свой кругозор, но объединяет и сближает детей, родителей и педагогов, при этом каждый почувствует себя частью большой дружной школьной семьи. Кроме того, игру успешно использовали классные руководители для проведения классных часов, посвященных «Дню семьи». Участники заседания активно, с неподдельным интересом попробовали ответить на вопросы игры.

       Как уже было сказано учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников. Его средствами решаются такие задачи, как формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины; воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков; привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей; формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям. Своим опытом организации внеурочной деятельности поделилась учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 1894 М. В. Волчкова. Она отметила, что изучение истории помогает обучающимся пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, извлечь объективные уроки из прошедших событий. Здесь применяются самые разные формы внеурочной работы с детьми. Так, в девятом классе, при прохождении темы «Великая Отечественная Война» ребята готовили к уроку сообщение, используя дополнительные источники: справочную литературу, Интернет, в во внеурочное время встречались с ветеранами войны и труда и брали у них интервью. Работая над рефератами о жизни замечательных людей, школьники узнают много нового, начинают осознавать, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках. Марина Викторовна представила педагогам разработки литературно-музыкальных композиций к памятным датам («Дети войны», «Блокада Ленинграда» и т.п.), классных часов («Беслан», «Расстрелянное детство» и т.п.), они посмотрели видео ролики с использованием исторических фотоматериалов на песни военных лет.

     Участники заседания активно обсуждали актуальные вопросы организации внеурочной деятельности, сделали вывод о необходимости создания оптимальных условий для развития личности ребенка, для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности, интеграция урочной и внеурочной деятельности.

     Хочется закончить словами великого русского писателя Л. Н. Толстого: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

 

Руководитель РМО учителей истории и обществознания М. В. Волчкова,

Методист ТГМ «ГЦРО» по Калининскому району Е. М. Драгун