Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили. А. Эйнштейн

      С изучения истории начинается понимание законов развития человеческого общества. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. С этим нельзя не согласиться – знание прошлого помогает лучше понять настоящее и правильно действовать в будущем. Изучение истории помогает школьникам пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, извлечь объективные уроки из прошедших событий.

     Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – это не только знание истории, но и воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью гражданского осознания и готовой к позитивному преобразованию мира. Поэтому, как никогда, актуальным является вопрос о качестве исторического образования, эффективной подготовке выпускников к экзаменам по общественно-научным предметам.

      21 ноября 2018 года на базе МБОУ СОШ № 151 состоялось заседание РМО учителей истории и обществознания Калининского района по теме: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении учащихся с учетом требований  Историко-культурного стандарта». Открыла заседание методист ТГМ МКУДПО ГЦРО» по Калининскому району Драгун Елена Михайловна. Она отметила, что приоритетной формой реализации системно-деятельностного подхода является проектная деятельность, которая на сегодняшний день заявлена как форма аттестации выпускников. Была подчеркнута важность привлечения обучающихся к реализации научно-исследовательских проектов и участия школьников в научно-практических конференциях, важность формирования исследовательской культуры обучающихся, создания условий для проявления и развития творческих способностей детей. Вместе с коллегами рассмотрена структура исследовательской деятельности и педагогические условия ее эффективного формирования, такие как готовность учителей к организации исследовательской деятельности школьников, обеспечение поиска и разрешения обучающимися личностно и социально значимых проблем в ходе осуществления учебного исследования, предоставление им свободы выбора тематики и уровня сложности исследовательских работ, формирование личной ответственности за осуществляемую исследовательскую деятельность.

      Тему повышения эффективности образовательной деятельности продолжила руководитель РМО учителей истории и обществознания Вохидова Елена Анатольевна. Она напомнила коллегам о концептуальных основах историко-культурного стандарта и о реализации системно-деятельностного подхода при организации образовательного процесса в соответствии с ним, а также о методах и приемах самостоятельной деятельности обучающихся на уроках истории, особо подчеркнув актуальность и эффективность проектной деятельности школьников.

      Далее своим опытом в организации проектной деятельности обучающихся поделилась Пальянова Ю. А., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 203 ХЭЦ. Юлия Александровна обратила внимание педагогов на важность индивидуальной работы с ребенком, на его заинтересованность в реализации проекта.

      Участники заседания активно обсуждали актуальные вопросы организации проектной, в том числе исследовательской деятельности обучающихся, сделали вывод о необходимости создания оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, реализации его потенциальных возможностей и интересов.

      Хочется закончить словами великого русского ученого Д. И. Менделеева, которые можно отнести и к школьному образованию: «Наука бесконечна, в ней являются с каждым днем новые и новые задачи, и университетское образование должно стараться возбудить желание внести свою лепту в сокровищницу науки».

 

Методист ТГМ «ГЦРО» по Калининскому району Е. М. Драгун