Организация работы с текстом на уроках иностранного языка как условие формирования функциональной грамотности обучающихся

 

                                                                                        Кравчук Ольга Михайловна, руководитель РМО

                                         учителей иностранных языков, учитель немецкого языка МБОУ СОШ №78 г. Новосибирска

 

Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

Конфуций

 

     В современном мире обучающиеся постоянно находятся в сложном информационном пространстве. Умение найти нужную информацию, интерпретировать и использовать её, исходя из своих потребностей и интересов, принципиально необходимо для успешного обучения и социализации обучающихся и  осуществления поставленных  перед ними целей.

     Учителя иностранных языков на каждом уроке ведут целенаправленную работу по освоению обучающимися стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

      В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое  совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. 

     Грамотность чтения определяется как способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания, для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании и структуре текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования обучающимися его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

      Текст – это интегральная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, культурологии, философии, литературоведения, истории и других. Чтобы постичь текст в целом учащемуся порой необходимы знания из области теории литературы, из истории языка и из этнографии. Изучая текст на иностранном языке, обучающиеся невольно обогащают свой культурный багаж, расширяют своё культурное пространство, учатся понимать сходства и различия в культурах, менталитете, образе жизни народов изучаемых стран, формируют представления о разных сторонах жизни различных эпох, совершенствуют свое нравственное чувство. Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственные мнения, признавать и исправлять свои ошибки. Наконец, они овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи. Обучающиеся развивают и совершенствуют навыки работы с текстом по всем  четырём видам речевой деятельности: аудированию, чтению, письму, говорению. Навыки и умения смыслового чтения обучающиеся осваивают как на уроке, так и во внеурочной деятельности: на элективных курсах, предметных декадах, в работе над проектами, кружках, при участии в конкурсах, выставках, викторинах, школьных научных обществах, олимпиадах, конференциях, диспутах, поисковых и учебных исследованиях.

      На уроках иностранного языка ученики работают с разными видами текстов. В методике преподавания немецкого языка существует определение Textsorte – сорт текста. Это диалоги, описания, репортажи, объявления, стихотворения, комиксы, песни, резюме, инструкции, интервью, анкеты, расписания, статистики, графики, приглашения, поздравления, таблицы, диаграммы, списки, карты. В соответствии с видом текста учитель совместно с учащимися определяет цель работы с текстом: глобальное, поисковое, селективное, изучающее чтение. Далее определяется стратегия обучения чтению. Необходимо помнить, что выбор стратегии и технологий обучения чтению зависит от поставленных целей.

     Современные образовательные технологии, отвечающие системно-деятельностному подходу, с позиции смыслового чтения и возрастных особенностей обучающихся:

- развитие критического мышления через чтение и письмо;

- технология проектной деятельности;

-технология коллективной мыслительной деятельности;

- развивающее обучение;

- технология учебного исследования.

      В связи с тем, что чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения, отношения к себе и школе;

регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

коммуникативные УУД – сотрудничество с учителем и сверстниками, умение согласовывать свои действия, выбирать стратегии коммуникации, регулировать собственное речевое поведение.

       Итак, главной целью обучения чтению на современном этапе является адаптация обучающихся в современных информационных условиях, умение работать с различными видами текстовой информации  и использовать чтение для самообразования и саморазвития.  Текст на иностранном языке содержит социокультурный компонент, т.е. он вписан в общекультурную компетентность. Подразумевается акцентирование связи между квалифицированным чтением и работой с письменными текстами, с одной стороны, и расширением кругозора, освоенного культурного пространства – с другой. Речь идет об умении ориентироваться в различных системах мировоззрения, ценностей, социокультурных практик, нашедших отражение в письменных текстах; о навыках перевода в вербальную и письменную форму других языков культуры и личностных переживаний. И задача  учителя иностранного языка организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу с текстом, формирующую мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурно-компетентную личность обучающихся.