Педагогические практики цифровизации образовательной среды как матрица возможностей педагогической поддержки образовательного взаимодействия

26 апреля в МБОУ СОШ № 191 прошел городской семинар  «Педагогические практики цифровизации образовательной среды как матрица возможностей педагогической поддержки образовательного взаимодействия».

Основная цель проведения семинара - представление опыта учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы на уроках и во внеурочной деятельности в условиях дистанционного обучения.

Участие в мероприятии приняли 57 педагогов: учителя ОУ города, кандидат педагогических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета Зверкова Анна Юрьевна, старший методист МКУДПО «ГЦРО», руководитель ТГМ  в Ленинском районе Климова Лариса Юрьевна, методист ТГМ МКУДПО «ГЦРО» Ворфоломеева Ирина Петровна.

Открыла семинар директор МБОУ СОШ № 191 Коротенко Тамара Николаевна, руководитель  высшей квалификационной категории, учитель высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель РФ, которая  рассказала о трансформации педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения в образовательной организации. Образование является мостом, обеспечивающим безопасный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми видами труда и повышением творческих способностей человека. Цифровая трансформация образования  представляет собой сложный  «конструктор», состоящий из отдельных элементов, каждый из которых сосредоточен  на раскрытии конкретного предмета (познание определенного навыка), позволяющий выстроить индивидуальную образовательную технологию. «Если цифровые технологии – это  способ организации  современной образовательной среды, то педагогические инновации – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, входящее в образовательную среду. Вторая составляющая осуществляется за счет собственных ресурсов, того потенциала, который есть в МБОУ СОШ № 191. Основным  направлением является разработка новых технологий обучения. Дистанционное обучение – вызов, который мы приняли».

С темой «Особенности изменения образования под воздействием цифровизации общества» выступила Зверкова Анна Юрьевна, кандидат  педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства Новосибирского государственного педагогического университета. Образовательный процесс в цифровой среде становится максимально открытой, самоорганизующейся, находящейся в состоянии флуктуации меняющейся системой, самостоятельно привлекающей необходимые ресурсы. Педагог в нем управляет субъект-субъектными образовательными взаимоотношениями, с помощью резонансного воздействия, стимулируя гармоничное развитие обучающегося, целиком ориентируясь на его потребности, возможности, запросы.

Чернышева Евгения Юрьевна, заместитель директора по УВР, учитель математики высшей квалификационной категории, презентовала тему «Особенности современных детей и подростков, позволяющие активно и эффективно обучаться в дистанционном режиме». Человек завтрашнего дня – человек, владеющий цифровыми компетенциями: критическим мышлением, умением правильно использовать цифровой инструментарий, способностью к самообразованию, креативным использованием своих знаний и навыков в предлагаемых жизненных условиях.

Обобщенный опыт работы для формирования функциональных компетенций посредствам платформы Google на уроках математики,  используемые при работе с обучающимися в условиях дистанционного обучения,   представила руководитель школьного методического объединения учителей математики, физики, информатики, учитель высшей квалификационной категории Киндякова Елена Викторовна. «Использовать  продукты и функции корпорации Google  педагоги школы начали гораздо раньше, чем появилась необходимость дистанционного обучения.  Однако в основном ограничивались использованием почты, а  более глубокое понимание возможностей платформы, целью которой является  упорядочить всю информацию в мире и сделать ее доступной каждому, пришло именно весной 2020 года. Технические возможности основаны на бесплатном хостинге с использованием различных бесплатных сервисов, чего вполне достаточно для того, чтобы создать на сайте    google полноценную электронную учебную среду. Дистанционное занятие  на созданном сайте может быть выстроено  при полном соблюдении этапов урока - от оргмоментов и постановки проблемы до рефлексии».

В условиях реализации ФГОС немаловажную роль играют составляющие современного урока, его компоненты. Как это происходит в учебном процессе, продемонстрировала учитель математики первой квалификационной категории  Карпенко Елена Анатольевна. «На современном этапе школьный процесс обучения построен в основном с применением информационных технологий, позволяющих школьникам лучше ориентироваться в потоках информации окружающего их мира. Кроме того, с помощью них можно осваивать практические способы работы с нужной информацией, развивать умения, позволяющие вести обмен полученной информации при помощи различных электронных устройств. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактив-ных методов обучения, одна из целей которых состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения».

Систематическая подготовка к основному государственному экзамену является одной из важнейших составляющих при повышении качества образования по математике. Итоговая аттестация – серьёзная проверка эффективности учебной деятельности.  Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс не только для обучающегося, но и для педагога. Чтобы этот процесс стал более качественным и динамичным, педагоги школы используют различные формы обучения, дистанционные не являются исключением. Опыт  создания мобильного приложения для подготовки к итоговой аттестации по английскому языку представила учитель английского языка  высшей квалификационной категории Репкина Ирина Валерьевна. «Успешная сдача ЕГЭ - это слаженная работа учителя и ученика. Сегодня современный мир диктует свои правила - не только  очный, но и  дистанционный  контроль со стороны учителя. Экзамен по иностранному языку требует трудоёмкой подготовки. Создание мобильного приложения с поддержкой учителя для подготовки к ЕГЭ - одна из наиболее удачных форм такого  дистанционного  контроля и взаимодействия. Для начала с ребятами полностью разбираются особенности сдачи устной части экзамена по иностранному языку. Ученикам даются краткие инструкции  о времени подготовки и ответа, количества полученных баллов, общей продолжительности устного экзамена. Затем вместе с ребятами смотрим сайт, и, если возникают вопросы, отвечаем на них».

Одним из важнейших факторов успешного дистанционного обучения является правильная мотивация.   Современных учеников не влечет сухой текст учебника, для этого нужен интерактив или сторителлинг (это информация, поданная через историю, притчу, басню или анекдот). Вывод: нужно продумать систему работы так, чтобы учебные материалы были  интересными. Так считает учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Хохловская Татьяна Владимировна. «В эпоху дайджестов, клипов и разнообразной рекламной продукции мало кто из подростков способен справиться с объемными романами, из которых на 90% состоит школьная «литература». А что если зацепить учащихся броским газетным заголовком, в котором будет затронута тема произведения? На первый взгляд может показаться, что такой способ — заигрывание с аудиторией. В то же время он позволяет оттачивать формулировки и учит связывать воедино разрозненные сюжетные нити».

Большинство гибких технологий направлены на сокращение времени: организацию деятельности путём сведения разработки к серии коротких циклов, называемых итерациями. Каждая итерация проходит в течение двух- трех недель. Она выглядит как готовый проект в миниатюре и включает все механизмы, необходимые для выполнения долгосрочных поставленных задач. По окончании каждой итерации команды выполняют переоценку приоритетов разработки. Гибкие технологии представлены большим количеством методик, одной из которых хотелось бы уделить особое внимание, а именно SCRUM технологиям. Обобщение опыта по работе с данной технологией продемонстрировал учитель первой квалификационной категории Иост Владимир Владимирович. «Методика преподавания в школах предполагает наличие многочисленных механизмов для познавательной деятельности. Для SCRUM-технологий реализация учебной деятельности проходит при активном использовании особого инструмента, называемого SCRUM-доска. SCRUM-доска - это определяющая часть всей системы подготовки, где наглядно видны все текущие задачи и задачи на несколько недель вперед».

Старший методист МКУДПО «ГЦРО», руководитель ТГМ  в Ленинском районе» Климова Лариса Юрьевна, подвела итоги семинара. Педагоги города положительно высказались о работе учителей МБОУ СОШ № 191, поблагодарили за выступления, пожелали успехов в дальнейшей деятельности.

Чернышева Евгения Юрьевна, заместитель директора по УВР,

 учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 191