Опубликовано
15 февраля 2022 года на базе МБОУ СОШ №191 состоялся городской семинар учителей-предметников по теме «Педагогические практики формирования функциональной грамотности» в режиме онлайн конференции.
Одна из основных задач проведения семинара - обобщение опыта учителей-предметников МБОУ СОШ № 191 и МБОУ СОШ № 48 Ленинского района по применению наиболее эффективных форм и методов, применяемых на уроках.
Модератором данного мероприятия выступила заместитель директора по УВР Чернышева Евгения Юрьевна. На семинаре присутствовало 119 педагогов из 40 образовательной организации города, научный руководитель МБОУ СОШ № 191 кандидат педагогических наук, доцент НГПУ Зверкова Анна Юрьевна, старший методист МКУДПО «ГЦРО» Климова Лариса Юрьевна, методист Ворфоломеева Ирина Петровна.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор МБОУ СОШ № 191 Коротенко Тамара Николаевна, руководитель высшей квалификационной категории, учитель высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель РФ. Тамара Николаевна отметила, что в свой юбилейный год школа вошла с хорошими показателями. В 2021 году выпускники показали три сто бальных результата по предметам: математика, русский язык, информатика. Школа идет в ногу со временем, чтобы готовить своих воспитанников к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать знаниями, новыми технологиями и умениями в свободной развивающей среде, учить творческому мышлению.
В выступлении Зверковой Анны Юрьевны по проблеме реализации образовательных технологий педагогов, способствующих формированию функциональной грамотности школьников проведен обзор требований работодателей к новым моделям и результатам образования с учетом hard, soft, self skills и развитии различных видов функциональной грамотности у старшеклассников. Приведены были примеры формирования смыслового чтения с помощью технологии «слоеный пирог», анализа множественных (многослойных) текстов из цифровых источников. Обобщены педагогические технологии которые может применять педагог формируя 4К (креативность, коммуникативность, кооперацию и критическое мышление). Оценен потенциал кейс-метода, технологий презентации, портфеля достижений, модерации, метода групповых проектов, коллективного взаимообучения, проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо.
Чернышева Евгения Юрьевна выступила по теме «Особенности формирования креативного мышления у подростков». Пустовитенко Татьяна Олеговна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 191, обобщила опыт работы по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников». Татьяна Олеговна продемонстрировала подборку заданий для обучающихся начальной школы и видеофрагмент работы первоклассников над темой «Что приобрести на подаренные деньги?»
С темой «Особенности формирования функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ» выступила, учитель-дефектолог МБОУ СОШ № 48 Сорокина Александра Александровна, представ практический опыт работы с обучающимися с ОВЗ.
О «Формирование читательской грамотности посредством практических заданий на уроках истории и географии» рассказали учителя МБОУ СОШ № 191 Владимир Владимирович Иост, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории и Надь Тамара Александровна, учитель географии первой квалификационной категории. Ими были представлены задания, направленные на выявление общего понимания текста, соответствие между частью текста и сформулированной вопросом общей идеей. Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения.
Шаломай Лилия Анатольевна, учитель немецкого языка высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 191, руководитель МО иностранных языков, выступила по теме «Формирование функциональной грамотности средствами немецкого языка». В своем выступлении Лилия Анатольевна остановилась на активных методах обучения с не сплошными прагматическими текстами.
Учитель технологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 48, руководитель МО Ленинского района Кюббар Ирина Анатольевна выступила с темой «Формирование функциональной грамотности обучающихся 5-8 классов на уроках технологии».
Педагоги МБОУ СОШ № 191 Рагимова Валентина Васильевна (учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории) и Шеменкова Наталья Викторовна (учитель физической культуры высшей квалификационной категории) выступая по теме «Формирование креативного мышления через межпредметную интеграцию» показали фрагмент интегрированного урока межпредметных связей дисциплин физической культуры и обществознания в 6 классе. Данный урок был направлен на развитие креативного мышления с применением регионального компонента, где обучающиеся вышли на поиск материалов по новосибирцам – олимпийцам, что стало для них актуальным в дни проведения Зимних Олимпийских игр в Пекине в феврале 2022 года.
Киндякова Елена Викторовна обобщила свой опыт по теме «Межпредметная интеграция как способ формирования функциональной математической грамотности».
В заключение семинара старший методист МКУДПО «ГЦРО, руководитель ТГМ в Ленинском районе Климова Л.Ю. поблагодарила коллег за актуальность представленного опыта. Лариса Юрьевна отметила, что в быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих формированию умений принимать грамотные и ответственные решения. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Современные УМК, электронные платформы направлены на формирование функциональной грамотности обучающихся, а заинтересованный учитель может дополнить задания и разнообразить уроки «правильными заданиями»: учебные исследования, проекты, кейсы, ролевые и деловые игры, комплексные задания.
Все участники семинара получили электронные сертификаты.
Материалы семинара https://drive.google.com/drive/folders/1zCcimxIq3EC5-z0KFPcsgyjDLXlBoTdH
Чернышева Е. Ю.,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 191