Педагогические практики формирования функциональной грамотности

15 февраля 2022 года на базе МБОУ СОШ №191 состоялся городской семинар учителей-предметников по теме «Педагогические практики формирования функциональной грамотности» в режиме онлайн конференции.

Одна из основных задач проведения семинара - обобщение опыта учителей-предметников МБОУ СОШ № 191 и МБОУ СОШ № 48 Ленинского района по применению наиболее эффективных форм и методов, применяемых на уроках.

Модератором данного мероприятия выступила заместитель директора по УВР  Чернышева Евгения Юрьевна. На семинаре присутствовало 119 педагогов из 40 образовательной организации города, научный руководитель МБОУ СОШ № 191 кандидат педагогических наук, доцент НГПУ Зверкова Анна Юрьевна, старший методист МКУДПО «ГЦРО» Климова Лариса Юрьевна, методист  Ворфоломеева Ирина Петровна.

С приветственным словом к участникам  семинара обратилась директор МБОУ СОШ № 191 Коротенко Тамара Николаевна,  руководитель  высшей квалификационной категории, учитель высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель РФ. Тамара Николаевна отметила, что  в свой юбилейный год школа вошла с хорошими показателями. В 2021 году выпускники показали три сто бальных результата по предметам: математика, русский язык, информатика. Школа идет в ногу со  временем, чтобы готовить своих воспитанников к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать знаниями, новыми технологиями и умениями в свободной развивающей среде, учить творческому мышлению.

В выступлении Зверковой Анны Юрьевны по проблеме реализации образовательных технологий педагогов, способствующих формированию функциональной грамотности школьников проведен обзор требований работодателей к новым моделям и результатам образования с учетом hard, soft, self skills и развитии различных видов функциональной грамотности у старшеклассников. Приведены были примеры формирования смыслового чтения с помощью технологии «слоеный пирог», анализа множественных (многослойных) текстов из цифровых источников. Обобщены педагогические технологии которые может применять педагог формируя 4К (креативность, коммуникативность, кооперацию и критическое мышление). Оценен потенциал кейс-метода, технологий презентации, портфеля достижений, модерации, метода групповых проектов, коллективного взаимообучения, проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо.

Чернышева Евгения Юрьевна выступила по теме «Особенности формирования креативного мышления у подростков». Пустовитенко Татьяна Олеговна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 191, обобщила опыт работы по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников». Татьяна Олеговна продемонстрировала подборку заданий для обучающихся начальной школы и видеофрагмент работы первоклассников над темой «Что приобрести на подаренные деньги?»

С темой «Особенности формирования функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ» выступила, учитель-дефектолог МБОУ СОШ № 48 Сорокина Александра Александровна, представ практический опыт работы с обучающимися с ОВЗ.

О «Формирование читательской грамотности посредством практических заданий на уроках истории и географии» рассказали учителя МБОУ СОШ № 191 Владимир Владимирович Иост, учитель истории и обществознания  первой квалификационной категории и Надь Тамара Александровна, учитель географии   первой квалификационной категории. Ими были представлены задания, направленные на выявление общего понимания текста, соответствие между частью текста и сформулированной вопросом общей идеей. Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. 

Шаломай Лилия Анатольевна, учитель немецкого языка высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 191, руководитель МО иностранных языков, выступила по теме  «Формирование функциональной грамотности средствами немецкого языка».  В своем выступлении Лилия Анатольевна остановилась на активных методах обучения   с не сплошными  прагматическими текстами.

Учитель технологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 48, руководитель МО Ленинского района Кюббар Ирина Анатольевна выступила с темой «Формирование функциональной грамотности обучающихся 5-8 классов на уроках технологии».

Педагоги МБОУ СОШ № 191 Рагимова Валентина Васильевна (учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории) и Шеменкова Наталья Викторовна (учитель физической культуры высшей квалификационной категории)  выступая по теме  «Формирование креативного мышления через межпредметную интеграцию» показали фрагмент интегрированного урока межпредметных связей дисциплин физической культуры и обществознания в 6 классе.  Данный урок был направлен на развитие креативного мышления  с применением регионального компонента, где обучающиеся вышли на поиск материалов по новосибирцам – олимпийцам, что стало для них актуальным в дни проведения Зимних Олимпийских игр в Пекине в феврале 2022 года.

Киндякова Елена Викторовна обобщила свой опыт по теме «Межпредметная интеграция как способ формирования функциональной математической грамотности».

В  заключение семинара старший методист МКУДПО «ГЦРО, руководитель ТГМ  в Ленинском районе Климова Л.Ю.  поблагодарила коллег за актуальность представленного опыта. Лариса Юрьевна отметила, что в быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих формированию умений принимать грамотные и ответственные решения. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Современные УМК, электронные платформы направлены на формирование функциональной  грамотности обучающихся, а заинтересованный учитель может дополнить задания и разнообразить уроки «правильными заданиями»: учебные исследования, проекты, кейсы, ролевые и деловые игры, комплексные задания.

Все участники семинара получили электронные сертификаты.

Материалы семинара https://drive.google.com/drive/folders/1zCcimxIq3EC5-z0KFPcsgyjDLXlBoTdH

 

Чернышева Е. Ю.,

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 191