Поиск путей реализации Концепции технологического образования в практике образовательных организаций города Новосибирска

В рамках работы ГМО учителей технологии (куратор Строкова Т.А., методист МКУДПО «ГЦРО») на базе МБОУ ЭКЛ прошел городской семинар методического объединения учителей технологии по теме «Поиск путей реализации Концепции технологического образования в практике образовательных организаций города Новосибирска».  Семинар посетили 15 участников из 13 образовательных организаций города,  руководители окружного и районных методических объединений учителей технологии, учителя технологии, Лигостаева Юлия Алексеевна, начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования департамента образования мэрии города Новосибирска, методисты МКУДПО «ГЦРО» Строкова Татьяна Александровна и Савченко Владимир Павлович

В первой части семинара с приветственным словом к его участникам и докладом на тему «Новые подходы в обучении предмету на основе Национальных проектов и современной Концепции технологического образования» выступила  заместитель директора по УВР Глыбочко Ольга Васильевна. В докладе были освещены все аспекты НТИ и вопросы по  изменению стратегии преподавания предмета «Технология» в лицее на данном этапе реализации Концепции технологического образования:   необходимость и значимость выполняемых преобразований, основные шаги, ожидаемые результаты, в целом разработанная модель технологического образования в МБОУ ЭКЛ и намеченные пути ее усовершенствования.

Учителя технологии поделились опытом работы по конкретным направлениям разработки и реализации данной модели. Матвеева Ольга Александровна в своем выступлении рассказала  о модернизации содержания образования в предметной области «Технология» в условиях лицея. В настоящем варианте рабочей программы по технологии выделены модули: «Традиционные и современные технологии», «Художественные ремесла», «Технология проектной деятельности», «Технологии обработки пищевых продуктов: национальные кухни народов мира», «Основы производства. Техника и ее классификация».  При изучении этих модулей уделяется больше внимания личной заинтересованности обучающихся и их родителей в освоении тех или иных технологий, то есть применению персонифицированного подхода в преподавании предмета и оптимизации учебного процесса.

          Чернова Наталия Сергеевна представила новую форму организации внеурочной деятельности по предмету на основе открытия предпринимательских компаний. Эта модель организации внеурочной деятельности реализуется на основе договорных отношений лицея и экономического факультета НГУ, в рамках которых осуществляется апробация учебно-методического пособия «Мы создаем школьную фирму». Пособие разработано в соавторстве с преподавателями Ольденбургского университета (Германия). Главными задачами лицейских фирм является не только изготовление продукции, а освоение алгоритма работы бизнес-компании: от разработки предпринимательской идеи, финансового плана, рекламной концепции до организации производства, расчета цен, ведения бухгалтерского учета и сбыта продукции.

         Эта форма организации внеклассной работы привела школьные компании к участию в социальных проектах - сотрудничеству с Новосибирским зоопарком и Домом ветеранов. Именно для них осуществляется изготовление продукции.

          Зенков Геннадий Николаевич поделился опытом по развитию учебной мотивации обучающихся через включение их в творческие и социальные проекты, привел пример проведенного накануне мероприятии  акции «Дари добро». Он рассказал о том, как юные предприниматели лицея  привезли новогодние подарки животным и птицам Новосибирского зоопарка, которые сделали своими руками. Это качели, гамаки, домики, кормушки.

Заведующая кафедрой экономики и предпринимательства Загайнова Елена Григорьевна обобщила и представила опыт работы по вовлечению школьников в конкурсную деятельность. В 2018-19 учебном году наставники кафедры подготовили участников следующих конкурсных мероприятий: предметные олимпиады, конкурсы творческих проектов, региональный чемпионат «Молодые профессионалы» Новосибирской области,  конкурсы по предпринимательству (Городская образовательная конференция школьных техно-предпринимательских компаний, Открытый чемпионат ЭФ НГУ по экономике и предпринимательству для школьников, Инвест-батлл (НГУЭУ)).           Теоретическая подготовка по технопредпринимательству проходит в рамках участия в бизнес проектах, акселераторах, конференциях, профильных сменах: школьный трек А-старт, обучающий курс «Ты - предприниматель/junior», бизнес-игра PIVOT (НГУЭУ), школьный акселератор бизнес-инкубатора «Гараж» НГТУ (молодежный форум «Мост в будущее», акселератор, школьный трек «Ярмарка стартапов»).  Елена Григорьевна считает, что конкурсная деятельность является одним из важных критериев в оценке эффективности педагогического труда и способствует его профессиональному росту.

Во второй части семинара участники обсуждали вопросы по дальнейшей работе ГМО в направлениях:

- нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности учителей технологии в соответствии с новой Концепцией технологического образования;

- создание системы социального партнерства: обмен опытом с ОУ, входящими в проекты «Технологическое образование школьников через новый формат урока технологии» и «Урок технологии 20.35»

- создание банка данных модулей и моделей технологического образования в городе.

В кабинете технологии была организована выставка творческих и проектных работ учеников 5-8 классов, а также  изделий, изготовленных ими в предпринимательских компаниях для предстоящей лицейской ярмарки «Яшка». 

Реализация в лицее новых подходов в преподавании предмета «Технология» способствует достижению поставленной цели - формированию проектно-технологической культуры обучающихся в условиях нового технологического уклада общества, освоению навыков предпринимательской деятельности, получению опыта в организации участия в социальных проектах.