Проектная деятельность учащихся специализированных классов

9 декабря 2015 г. в  рамках реализации регионального проекта «Сеть специализированных классов естественнонаучного и математического направления» в МБОУ «Инженерный лицей НГТУ» состоялся городской семинар  «Проектная деятельность учащихся специализированных классов в соответствии с идеологией ФГОС». В работе семинара приняли участие 29 преподавателей образовательных учреждений города Новосибирска.
С приветственным словом и представлением образовательного учреждения выступила Ольга Владимировна Заковряшина, учитель физики высшей категории, кандидат педагогических наук, педагог-организатор лицея. ИЛ НГТУ – одно из ведущих образовательных учреждений города. В этом году лицей вошел в рейтинг ТОП-200, составленный впервые в 2015 году агентством RAEX средних учебных заведений, чьи выпускники имеют наибольшие шансы поступить в ведущие университеты России, и занимает в нем почетное 23 место. Инженерный лицей НГТУ – лидер по количеству победителей научно-практической конференции школьников «Сибирь». 
Полежаева Марина Дмитриевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, познакомила слушателей семинара с концептуальными основами и локальными актами ИЛ НГТУ по организации и регламентации проектной деятельности. 
С докладом об организации проектной деятельности всех участников образовательного процесса выступила руководитель кафедры физики Пятаева Ирина Николаевна. Она также представила и свой опыт в рамках реализации ФГОС в 7 классе по физике в 2014-2015 учебном году.
Заслуживает внимания система интерактивной оценочной деятельности школьников, когда каждый имеет возможность выступить в роли не только автора своего проекта, но и в качестве независимого эксперта, оценивая проект сверстника по определенным заранее критериям. 
Важную роль в организации проектной деятельности лицея играет элективный курс «Информационные технологии в физике», как правило, завершающийся на определенном этапе проектом, пусть не всегда исследовательского характера. 
Сергеева Анна  Евгеньевна, учитель физики, молодой специалист, представляла свой опыт по вовлечению восьмиклассников в продуктивную познавательную деятельность в процессе работы над информационным проектом. 
Гудзева Наталья Николаевна, учитель высшей квалификационной категории, много лет работает по организации деятельности лицеистов над ролевым проектом на основной ступени образования. В ролевом проекте изначально определяются роли участников и правила их взаимоотношений. Структура проекта и форма его представления остается открытой, что позволяет автору иметь неограниченную свободу в реализации самых дерзновенных планов. 
О том, как включить учащихся в проектную деятельность на текущем уроке, как использовать проекты продвинутых лицеистов в повседневной урочной деятельности,  рассказал Владимир Викторович Грищенко, учитель физики высшей категории, заведующий учебными лабораториями кафедры прикладной и теоретической физики НГТУ. Экспериментальные установки, которые его учащиеся готовят к научно-практическим конференциям, и где проводят свои исследования, не «умирают», а используются в дальнейшем на уроках для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Важную роль в комплексной организации исследовательской деятельности играет  Ученическое научно-исследовательское общество ИЛ НГТУ, организуя круглые столы, дискуссии, дебаты, интеллектуальные игры, публичные защиты, конференции и др. Регулярные встречи с представителями науки и образования проводятся с участием выпускников прошлых лет.
Несмотря на загруженность педагогов, уделяющих огромное внимание тренингу в ходе подготовки своих учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ, проект «Сеть специализированных классов естественнонаучного и математического направления» становится популярным и является действительно эффективным средством в формировании универсальных умений и навыков, раскрывает широкие перспективы дальнейшей социализации школьников.