Психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей в условиях пандемии, самоизоляции и дистанционного обучения

В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. И в первую очередь перестраиваться пришлось дошкольникам, а значит, всей системе образования. Формат дистанционного обучения требует перестройки не только в техническом плане, но и в педагогическом, и психологическом. Педагоги, обучающиеся, родители – все участники образовательных отношений, пусть даже дистанционных, нуждаются в психологической поддержке. Наряду с заботой о физическом состоянии важно уделить внимание психологическому здоровью. В эти дни жители нашей страны, в том числе нашего региона, особо нуждаются в квалифицированной психологической помощи, т.к. многие не могут справиться с огромным потоком негативной информации, идущей с экранов телевизора, через интернет, от близких и знакомых. В силах  педагогов ДОО проявить гражданскую и профессиональную сознательность, и оказать психолого-педагогическую помощь тем, кто в ней нуждается! Безусловно, это родители, которые размышляют: «Чем же занять ребенка во время карантина? Как совладать с неугомонным дошкольником? Чем заняться с ребенком, чтобы развить его творческие навыки?»
Педагогический коллектив ДОО  тоже оказались в новой социальной ситуации, которая поможет развить профессиональные компетенции и приобрести новые навыки работы в дистанционном формате. В современном мире, в век Интернета, находясь дома или на рабочем месте, можно общаться, работать, учиться, не подвергая опасности себя и других людей в период карантина. В связи с новыми условиями обучения для педагогов в дистанционной форме требуется, во-первых, организация рабочего места, во-вторых, подбор инструментария, освоение дистанционных технологий работы (в т.ч. групповых и индивидуальных), в-третьих, соблюдение этических норм в связи с применением дистанционных форм работы. 
Основными          направлениями          работы         педагогов, обозначенными в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) как формы психологического сопровождения участников образовательных отношений остаются по-прежнему: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, проводимые с администрацией, педагогами, учащимися,  родителями. Однако, в привычный набор методов и подходов необходимо будет внести некоторые коррективы с учетом дистанционного режима.
Педагоги ДОО определили цель: Оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации.  Вовлечь родителей в учебный процесс, дать возможность продуктивно проводить досуг с детьми.

В сложившихся условиях работа педагогов может предусматривать основные формы в дистанционном режиме:
•психологическое просвещение в онлайн-режиме. Практически у всех педагогов есть аккаунты в социальных сетях, многие ведут собственные сайты,  сообщества в Вконтакте, Одноклассниках и др., где можно  осуществлять психологическое просвещение по актуальным вопросам. Проводить онлайн-просвещение можно в Skype, Whats App, Viber и др. посредством создания интересного видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек.
•психологическая профилактика на удаленном доступе – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся (воспитанников), разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе и по вопросам психологического сопровождения дистанционного обучения, а также привитие навыков совладающего поведения всем субъектам образовательной среды; обучение их навыкам саморегуляции (разные возрастные, целевые группы) через вебинары, онлайн-трансляции.
•психологическое дистантное консультирование предполагает  - применение в практике педагогов форм и методов экстренной и кризисной психологической помощи (в т.ч. в дистанционном формате), с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, страхи, тревога, агрессивные проявления); 
- психологическое консультирование родителей и близких членов семей обучающегося, в том числе направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни.
- психологическая компьютерная диагностика возможна через психодиагностические порталы.
---диагностика через сеть Интернет с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование); - создание онлайн опросов и тестов с помощью Интернет-конструкторов (например, тестирование через Google-формы)
---мониторинговая деятельность в виртуальном облаке.
- психологическая коррекционно-развивающая работа в дистанционном режиме может проходить в индивидуальном формате (с использованием программ zoom, skype, WhatsApp и других цифровых платформ) или групповом (через видеоконференсвязь) для обучающихся, испытывающих трудности в адаптации, развитии, поведении, в том числе работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
•экспертно-методическая деятельность в дистанционном режиме, включающая разработку методических рекомендаций для участников образовательных отношений, программ, обобщения опыта по теме самообразования, помощь  педагогам в выборе образовательных технологий, адекватных дистанционным условиям обучения, с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию дистанционного образовательного процесса;
ведение документации в электронном формате (заполнение журналов, базы данных, отчётов).
Наиболее удобной стала форма психолого-педагогической поддержки родителей МКДОУ д/с №460 через создание на сайте ДОО самостоятельного раздела «Дистанционное обучение».  В данном разделе предоставляют материалы психолого-педагогической поддержки родителей все специалисты ДОО: воспитатели всех возрастов, инструктора по физическому развитию, педагоги-психологи,  учителя логопеды. Воспитатели предлагают еженедельные рекомендации по организации лепки, рисования, аппликации, познавательного и речевого развития. Предлагают мастер-классы, комплексы для чтения детям, презентации, фильмы, наборы раскрасок и игр.  Информация предлагается еженедельно в соответствии с темой недели.
В рамках сотрудничества и  взаимодействия со студентами Новосибирского педагогического колледжа №2 разработан проект группы, в которой родители могли найти много интересной информации для организации деятельности с дошкольниками  в условиях семьи. Для быстрого перехода на сайте ДОО родителям предложен QR – код и  ссылка https://vk.com/ds460nsk. 
Надеемся, что материалы,  предложенные на нашем сайте стали востребованными. Многие родители стали активными участниками образовательных отношений, высылают педагогам фотоматериалы продуктов детской деятельности.

Старший воспитатель МКДОУ д/с №460
Панюшкина М.М.