Районный методический день учителей общественно-научных дисциплин

В соответствии с требованиями ФГОС ООО предметная область  «Общественно-научные предметы» включает историю, обществознание и географию, изучение которых обеспечивает формирование у подрастающего поколения мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы, экологического мышления, социальной ответственности, правового самосознания. Кроме того, эти предметы дают понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, способствуют осознанию каждым школьником своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире, вырабатывают в них активную позицию в общественной жизни.  

Основу успешной и качественной реализации задач образования, определенных новыми стандартами составляет профессионализм учителя как  главного координатора всей образовательной деятельности.

27 января 2016 года в МБОУ Лицее № 28 состоялся Единый районный методический день Калининского района. Для обсуждения актуальных вопросов образования и обмена педагогическим опытом на деловую встречу собрались учителя предметов общественно-научных дисциплин – истории и географии нашего города и области.

Участников методического дня приветствовали заместитель главы Е. Г. Королева, начальник отдела образования Л. В. Шаповалова, директор лицея Г. Д. Мурашев. Они отметили, что вопросы общественно-научного образования школьников приобрели особую актуальность не только в связи с введением образовательных стандартов нового поколения, но и с развитием мировой исторической науки, изменениями в современном геополитическом пространстве, необходимостью повышения качества правового воспитания школьников, а также важность повышения профессионализма педагогов.

Инициатором и основным организатором Единых методических дней является районная методическая служба. Её руководитель, Т. В. Колесникова   обратила внимание собравшихся на то, что основной задачей проведения Единых районных методических дней, ставших уже традиционными, является оказание практической помощи учителям с целью  их профессионального роста.  В основу таких мероприятий положен опыт «пилотных» школ, творчески работающих учителей,  учителей-новаторов, которые и в традиционной системе обучения эффективно использовали технологии проблемного и интерактивного обучения, т.е. те, которые заложены в основе системно-деятельностной парадигмы нового стандарта. Это особенно актуально в настоящее время, когда введение ФГОС основного общего образования находится на начальном этапе.

Татьяна Викторовна подчеркнула, что темы, заявленные в программе не случайны. В подготовительный период с помощью руководителей районных методических объединений изучается проблематика того или иного предмета, определяются вопросы, наиболее востребованные для практического изучения. Методистами готовятся выступающие, простраиваются не только логика выступления, но и вся программа методического дня, безусловно с опорой  на нормативно-правовую и научную базу. В этом  большую помощь оказывают представители науки – специалисты НИПКиПРО, НГПУ. В работе Единого методического дня учителей истории и географии приняли участие представители НИПКиПРО: Е. В. Соловьева, к.и.н., доцент кафедры истории, обществознания и экономики, и Е. Г. Чуб, старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования. В своих выступлениях они осветили изменения в подходах к общественно-научному образованию, которые происходят в условиях реализации требований новых стандартов, в том числе требований к результатам обучения и системе их оценивания в рамках историко-культурного стандарта. Здесь очень важна преемственность в преподавании, личная готовность учителя реализовывать ФГОС, выбор оптимального УМК по предмету. Кроме того, педагоги познакомились с эффективными приемами формирования предметных результатов обучения географии, проведя параллель между двумя предметами – географией и историей, которые связаны и по содержанию, и по формам работы с обучающимися.

Во второй половине Единого методического дня состоялись мастер-классы по направлениям «Современный урок» и «Внеурочная деятельность».

Работа участников мастер-классов была организована в интерактивной форме в соответствии с системно-деятельностным подходом: педагоги активно и с интересом работали в группах, выступая в роли учеников. Надо отметить, что учителя так входили в роль учеников, что порой их было трудно остановить.

В ходе проведения мастер-классов педагоги познакомились с активными формами обучения в образовательной деятельности, такими как постерная технология, технология проблемного диалога, увидели возможности использования элементов музейной педагогики на уроках истории в 5 классе, познакомились с приемами развития познавательной активности школьников на уроках географии, актуализации знаний и пробного учебного действия. Также был представлен опыт организации и проведения интеллектуальных игр по формированию информационной культуры школьников и этапы работы над проектом «Мы родом из СССР».

По окончании мероприятия педагогам было предложено подготовить и защитить мини-проекты по актуальным вопросам реализации ФГОС ООО. Защищая свои проекты, участники Единого методического дня еще раз отметили, что при реализации новых образовательных стандартов ученики вовлекаются в такие виды деятельности как проектирование, моделирование, исследовательская, научно-поисковая деятельность. На уроках основное внимание уделяется технологиям деятельностного типа, используются инновационные приёмы и методики. Они были единодушны в том, что одной из основных форм взаимодействия учителей являются методические, практико-ориентированные мероприятия, позволяющие обсудить проблемы образования, найти наиболее эффективные пути их решения, познакомиться с деятельностью учителей района, выявить новинки в педагогическом творчестве учителей.

Возвращаясь к тому, о чем говорила руководитель методической службы района Т. В. Колесникова, введение ФГОС основного общего образования находится только на первом этапе, опыт практической деятельности педагогов по реализации их требований еще очень мал, а значит предстоит большая работа совместно с образовательными организациями, представителями педагогической науки по профессиональной и психологической подготовке учителя к работе в новых условиях.

 

Методическая служба Калининского района