Районный методический день учителей русского языка и литературы

 

Сегодня трудно переоценить важность филологического образования школьников. Изучение русского языка и литературы раскрывает духовный потенциал подрастающего гражданина страны, его мировоззрение, создает условия для личностного развития и самореализации. Здесь важно обеспечить качественную образовательную среду, в которой будет происходить обучение.

Качество образования напрямую связано с профессиональным мастерством учителя – основного организатора образовательной деятельности ученика.

В феврале 2016 года в МБОУ Лицее № 126 состоялся Единый районный методический день учителей русского языка и литературы Калининского района.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась директор лицея Ю. Ю. Черявко, отметившая актуальность педагогических встреч, направленных на повышение профессиональных компетенций учителей в условиях введения и реализации ФГОС.

Начальник отдела образования Л. В. Шаповалова, обращаясь к собравшимся педагогам, подчеркнула важность профессиональной подготовки педагогов к реализации требований новых государственных стандартов, так как это напрямую связано с обеспечением качества образования современного школьника.

Методист МКУДПО «ГЦРО» И. Ш. Смелянская, обозначив цели и задачи проведения Единых методических дней, отметила, что введение ФГОС основного общего образования находится на начальном этапе и здесь основная задача методической службы – оказать практическую помощь учителям через представление опыта пилотных школ, творчески работающих учителей района.

С целью оказания методической помощи учителям русского языка и литературы и повышения их профессиональных компетенций в работе методического дня приняла участие И. Н. Зайдман, доцент, к. п. н., профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «НГПУ». В своем выступлении она рассказала о концепции терапевтической дидактики, как основании для реализации ФГОС. На примерах художественных текстов были показаны основные подходы и технологии в преподавании русского языка и литературы: личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подход, технологии развивающего и проблемного обучения. Практическое применение эти теоретические выкладки нашли в работе учителей на мастер-классе Ирины Наумовны «Речевые жанры. Письмо». На примере текстов Ю. Яковлева были показаны разнообразные формы работы со словом, понятиями, анализ текста на различных языковых уровнях. Педагоги познакомились с приемами синтеза и анализа словесной информации в комфортной для ученика и творческой атмосфере урока, и что особо важно – присутствующие увидели, как сделать эту информацию ценной в личностном плане для каждого.

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 173 Т. А. Борисова познакомила педагогов с современными измерительными материалами по оцениванию планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО. В ходе выступления педагог поделилась своими наработками в системе оценивания планируемых результатов, дала рекомендации и оценку используемым пособиям. Участники методического дня отметили практическая ценность выступления Татьяны Арнольдовны.

Вторая часть мероприятия была посвящена представлению педагогического опыта учителей Калининского района, было представлено 5 мастер-классов по направлениям: "Современный урок" и "Внеурочная деятельность».

Первой представила мастер-класс по теме «Метапредметный подход в преподавании литературы В. И. Забарина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 207. В ходе мастер-класса были продемонстрированы приемы проведения биографического урока, наблюдения за формированием метапредметных навыков (личностных, коммуникативных, предметных, регулятивных), что в дальнейшем позволит более профессионально структурировать урок в соответствии с требованиями ФГОС.

Об эффективности использования технологии французских мастерских в рамках введения ФГОС рассказала Ю. В. Дубовцева, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей № 81. Она показала актуальность и эффективность  применения технологии в рамках введения ФГОС, познакомила участников с алгоритмом проведения занятия по заявленной технологии и возможностями ее использования в рамках учебного занятия через применение метода ассоциаций, ключевых слов, метод исследования литературного текста, диалогический метод.

Мастер-класс по проведению интегрированного урока по географии и литературе по теме «Пушкин и Крым» показали педагоги МБОУ СОШ № 78 Л. Г. Панова, учитель русского языка и литературы, Е. Д. Семенова, учитель географии. Участникам семинара была продемонстрирована одна из форм интеграции разных предметных областей в рамках одного урока, показана методика проведения интегрированного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС.

С. Н. Хорева, учитель русского языка и литературы, представила педагогам возможности использования интернет-ресурсов для формирования УУД обучающихся на уроках литературы. Под руководством Светланы Николаевны педагоги, выступающие в роли учеников, были включены в активную деятельность, ими были проанализированы и созданы интернет-страницы литературных героев.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника, работа с одарёнными и способными обучающимися становятся одним из важнейших направлений деятельности школы. Не случайно в программу методического дня был включен мастер-класс учителя русского языка и литературы МАОУ Гимназии № 12 О. А. Еремчук по теме «Система подготовки обучающихся к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе». Актуальность мастер-класса определялась потребностью совершенствования методики подготовки учащихся к участию в олимпиадах в аспекте развития познавательного интереса и способностей учащихся к данным предметам.

В ходе подведения итогов Единого методического дня был использован метод «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно. Педагогами были отмечены положительные моменты введения ФГОС, такие как изменение в целеполагании, опора на мотивацию ученика и системно-деятельностный подход, а также указаны трудности, с которыми сталкиваются педагоги в процессе реализации требований новых стандартов. В целом, все отметили, что методический день прошел в плодотворной и творческой атмосфере, такие встречи имеют важное значение в повышении уровня профессиональных компетенций современного учителя.

Методическая служба Калининского района