Районный методический день учителей русского языка и литературы

       Качество образования напрямую связано с профессиональным мастерством учителя – основного организатора образовательной деятельности ученика.

     30 марта 2017 года в МБОУ СОШ № 151 состоялся Единый районный методический день учителей русского языка и литературы Калининского района. В мероприятии приняли участие более 60 человек, в том числе педагоги из других районов города.

     С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась директор МБОУ СОШ № 151 М. А. Селянина, отметившая актуальность педагогических встреч, направленных на повышение профессиональных компетенций учителей в условиях введения и реализации ФГОС.

     Руководитель ТГМ «ГЦРО» по Калининскому району, старший методист Т. В. Колесникова в своем выступлении подчеркнула, что одной из эффективных форм организации методической поддержки и повышения квалификации педагогов является проектная деятельность. Методистами района успешно реализуются методические проекты, направленные на повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по актуальным проблемам современного образования. Одним из проектов является проект «Организация Единых методических дней как одна из форм научно-методического сопровождения педагогов в процессе реализации ФГОС», который реализуется в нашем районе уже второй год.

С целью оказания методической помощи учителям русского языка и литературы и повышения их профессиональных компетенций в работе методического дня приняла участие Колесова Светлана Николаевна, к.ф.н., доцента кафедры гуманитарного образования ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО. В своем выступлении по теме «Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ» как стратегический документ в сфере школьного филологического образования» она отметила, что концепция указывает на основные проблемы в области преподавания русского языка и литературы и намечает пути выхода из них, обозначает основные направления развития школьного филологического образования». Кроме того, Светлана Николаевна также обратила внимание педагогов на актуальные проблемы ее реализации, такие как поиск внутренней мотивации чтения у школьников, совершенствование работы, направленной на формирование читательских компетенций и способности осмысленно воспринимать художественный текст; формирование нормативного и рекомендательного списка литературных произведений, изучаемых в рамках учебного предмета «Литература» на всех уровнях общего образования; обеспечение принципа преемственности в содержании образовательных программ русского языка и литературы на всех уровнях общего образования, синхронизация изучения учебных предметов (литература, история, МХК); разработка нового поколения учебников по литературе, отвечающих современным требованиям и др.

     С большим интересом педагоги восприняли выступление заведующей службой практической психологии МКУ ДПО «ГЦО и З «Магистр», педагога-психолога, кандидата психологических наук Гетман Н. В. Выступление Натальи Викторовны было посвящено одной из актуальных проблем современного образования – развитие навыка смыслового чтения. Она говорила о психолого-педагогическом аспекте создания образовательной среды для успешного обучения чтению. Обозначив еще раз актуальность проблемы, Наталья Викторовна подчеркнула необходимость осуществления комплексного подхода к ее решению через организацию взаимодействия всех участников образовательных отношений (педагогов, психологов, родителей). В конце выступления Наталья Викторовна коротко представила педагогам «Конструктор» - продукт реализации районного проекта по смысловому чтению и познакомила их с упражнениями на развитие навыка смыслового чтения обучающихся в основной и старшей школе.

     Не менее важной и актуальной проблемой в настоящее время является обучение детей с ОВЗ. Этому вопросу было посвящено выступление Зотовой Ж. А., куратора инклюзивного образования МБОУ СОШ № 34 «Актуальные вопросы реализации практики инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 34». Жанна Анатольевна представила участникам методического дня опыт работы МБОУ СОШ № 34 в этом направлении, подчеркнув, что целью инклюзивного образования в учреждении «является реализация прав обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на получение общего образования в соответствии с ФК ГОС, ФГОС, создание условий для успешной их социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, повышение роли семьи в воспитании и развитии ребенка».

      Продолжением разговора об обучении детей с ОВЗ был мастер-класс учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № 34 Безлепкиной Галины Сергеевны, Горловой Наталии Алексеевны «Формы, методы и приемы работы с обучающимися с ОВЗ на уроках русского языка». В ходе мастер-класса педагогам были обозначены особенности работы с детьми, имеющими отклонения в здоровье, представлены приемы работы с использованием наглядного материала (сигнальные карточки, изображения имен существительных, схемы для повторения и закрепления учебного материала).

     Обучению детей с ОВЗ был посвящен еще один мастер-класс учителя русского языка и литературы МКОУ С(К)ШИ № 116 Гусаковской Ирины Васильевны. Она рассказала об особенностях работы по нравственному воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием наследия Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

    Не менее важным вопросом образования всегда был и остается вопрос о развитии творческого потенциала личности ребенка. Мастер-класс И. В. Петровой, учителя русского языка и литературы ОАНО СОШ «Веритас» был посвящен реализации системно-деятельностного подхода в формировании и развитии речетворческих компетенций на уроках литературы» (на примере жизни и творчества М. Ю. Лермонтова). Представленный учителем опыт вызвал большой интерес у участников методического дня.

    Активно педагоги приняли участие в мастер-классах Булаевой Елены Александровны, учителя русского языка и литературы МБОУ лицея № 81, «Метод «шестиугольного» обучения» как средство формирования и оценки метапредметных результатов обучающихся», Анненко Елены Юрьевны, учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ № 211 «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках русского языка», Субботиной Елены Александровны, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 158 «Мотивация на уроках русского языка» (на примере урока «Знакомство с фразеологизмами»). Они, играя роль обучающихся, проявляли неподдельный интерес, любознательность, творчество, как педагоги задавали интересующие их вопросы по представленным в ходе мастер-классов учебным темам.

     В ходе подведения итогов Единого методического дня был использован метод «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно. Педагогами были отмечены положительные моменты введения ФГОС, такие как изменение в целеполагании, опора на мотивацию ученика и системно-деятельностный подход, а также указаны трудности, с которыми сталкиваются педагоги в процессе реализации требований новых стандартов. В целом, все отметили, что методический день прошел в плодотворной и творческой атмосфере, такие встречи имеют важное значение для повышения уровня профессиональных компетенций современного учителя.

 

 

Методист ТГМ «ГЦРО» по Калининскому району Драгун Е. М.