Районный методический семинар «Духовно-нравственное воспитание учащихся в соответствии с ФГОС» (из опыта работы ЧОУ «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»)

Не всякий человек, познавший глубины своего ума,

познал глубины своего сердца.

Ф. Ларошфуко

 

     Духовно-нравственное воспитание школьников является одним из основных аспектов современного образования. Этой проблеме был посвящен методический семинар, состоявшийся 23 января 2020 года на базе ЧОУ «Православной гимназии во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». В работе семинара приняли участие заместители директора по УВР, педагоги, ведущие курс ОРКСЭ и предметную область ОДНКНР Калининского района, представители родительской общественности гимназии.

    С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор гимназии Н. Н. Чернова. Нина Николаевна обратила внимание педагогов на особенность организации образовательного процесса в учебном заведении, обусловленную реализацией православного компонента образования.

     Методист ГЦРО Драгун Елена Михайловна, приветствуя педагогов, подчеркнула, что на современном этапе российского образования актуальна проблема сохранения и трансляции подрастающему поколению традиционных духовно-нравственных ценностей. Это связано с искажениями российской истории, влиянием западной «культуры». Именно православная гимназия в силу своей специфики как раз и сохраняет традиционные ценности, погружает школьников в православную культуру.

     Открыл семинар хор гимназии под руководством учителя музыки и церковного пения Смагуновой Ксении Борисовны, представив «Музыкальную Рождественскую композицию».

     Учитель ОБЖ Духнов Сергей Леонидович в своём выступлении подчеркнул особую роль Православия: на всем протяжении своей тысячелетней истории Россия развивалась именно как Православное государство, в основе которого лежали христианские идеи жертвенного служения Богу и спасения души. Православие явилось той силой, которая связала различные народы и культуры в уникальное государство-цивилизацию – Российскую Империю».

     Заместитель директора по ВР Воеводина Анна Владиславовна в своем выступлении представила воспитательные проекты гимназии, Модель православного гимназиста, практико-ориентированную и социально-значимую составляющую духовно-нравственного воспитания, которая заключается в диалоге между всеми субъектами образовательных отношений. Итогом выступления стали слова Святителя Феофана Затворника: «Какое счастье получить доброе истинно-христианское воспитание, вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе, вступить в лета мужества».

      Отец Родион (Туманов), духовный попечитель гимназии рассказал участникам семинара о ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания, как определяется духовность в православии. Он обратил особое внимание участников семинара на одно из основных положений православия — это существование в человеке бессмертной составляющей — души. Термин «воспитание» в православии имеет также существенное отличие от светского значения этого слова. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет, помимо других, значение «вскармливать, взращивать». Это значение слова указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона — «взращивание» души. Те нравственные качества, которые стараются родители и педагоги воспитать в ребенке, в нем уже изначально заложены. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека — раскрыть в себе эти качества. В этом и есть цель христианского воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»).

     Преподаватель основ православной культуры, настоятель храма во имя святого Иоанна Кронштадского в п. Пашино, иерей Сергий Ширинский выступил с докладом по теме «Взаимодействие семьи и воскресной школы в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся». Он рассказал, что воскресные школы как форма работы с детьми и молодёжью на приходах стали появляться в 90-е годы ХХ века, за тридцать лет наблюдается положительная динамика роста количества воскресных школ в епархиях РПЦ. Это свидетельствует о повышении роли и значении воскресных школ в деле воспитания подрастающего поколения. В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения детей и молодёжи.

     Учитель начальных классов Бубенова Наталья Александровна поделилась с участниками семинара своим опытом по реализации православного компонента на уроках математики в начальной школе. Она отметила, что считается, что проблемы духовно-нравственного воспитания легче решаются на уроках, связанных с гуманитарными науками, и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более математики. Наталья Александровна в своём выступлении показала, что Православный компонент в курсе математики присутствует в виде текстовых задач и заданий православного содержания и развитие духовности возможно посредством преподавания математики.

     Член родительского комитета гимназии Альшевская Вера Игоревна представила свой опыт по теме «Семейные паломнические поездки как одна из форм духовно-нравственного развития детей». Паломничество является одним из важнейших средств, с помощью которого можно неприметно, но действенно укреплять в семьях благочестие и способствовать воспитанию детей в духе веры и благоговения к святыне. Вера Игоревна посоветовала участникам семинара отправиться в паломническую поездку с детьми, чтобы они знали историю русской святости не только по страницам учебников.

     Кроме того, на семинаре ученица 5 класса Альшевская Екатерина представила слушателям свою исследовательскую работу «Радуга в храме», которая стала победителем городского конкурса проектов «Мое первое исследование». Она познакомила педагогов с цветовой символикой, рассказала, от чего зависит цвет облачений священнослужителей и какую роль играют цвета облачений в православной культуре. Участники семинара получили методическую памятку «Радуга в Храме».

     Подводя итоги встречи, хочется отметить, что в рамках семинара педагоги познакомились с уникальным опытом православной гимназии Кирилла и Мефодия по духовно-нравственному воспитанию детей. Это позволило в очередной раз осознать важнейшую роль педагога в воспитании души ребенка, важнейшую роль эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений в вопросах становления личности гражданина нашего Отечества.

 

 

Драгун Е. М., методист МКУДПО «ГЦРО»