Районный практико-ориентированный семинар

Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие,

 обучая детей слишком многому.

Возбудите только любопытство.

Откройте своим слушателям глаза,

 но не перегружайте их мозг.

Достаточно заронить в него искру,

огонь сам разгорится там,

где для него есть пища.

                                                           А. Франс

      Исследовательская деятельность (учебная и научная) реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную, а также способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности.

      Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В связи с необходимостью подготовки нового поколения молодых специалистов, способных решать быстро и качественно сложные задачи, не по шаблону, а творчески рассматривать решаемую задачу, проявляя профессионализм и конкурентоспособность.

     Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

      20 декабря 2016 года в школе № 64 прошёл районный практико-ориентированный семинар по теме «Развитие проектно-исследовательских компетенций обучающихся через предметы учебного плана, в части формируемой участниками образовательных отношений».

      С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор школы № 64 Н. В. Куркина. В конце выступления вниманию участников семинара был представлен видеоролик – проект участников Российского движения школьников, рассказывающий о Чемском жилмассиве, об истории школы. Школа № 64 является пилотной площадкой детско-юношеской организации «Российское движение школьников» и с 1 сентября 2016 года началась работа по созданию школьной организации РДШ.

      Ольховская Н. А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, рассказала об особенностях формирования учебного плана с учётом образовательных потребностей школы № 64, о предметах, отражающих специфику школы, о том, что научно-исследовательская деятельность на учебных занятиях включает в себя проведение учебного эксперимента, дискуссии, домашние задания исследовательского характера, творческие работы, а слагаемыми компонентами научно-исследовательской деятельности во внеурочное время являются факультативы и спецкурсы, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, исследовательские экскурсии и практики. В своём выступлении Наталья Алексеевна отметила, что проектная деятельность формирует социальный опыт обучающихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности обучающихся в области решения проблем и коммуникаций. Также проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, обучающиеся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.

      Участникам семинара были представлены занятия по темам: «Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от её состояния» (практикум по физике); «Исследование мёда» (предмет «Основы правильного питания»); «Исследовательский проект. Какой он?» (предмет «Проектная деятельность»); «Неологизмы» (предмет «Занимательный русский язык»); «Мягкий знак в середине и конце слова» (предмет «Развитие речи»); «Правописание суффиксов -ек, -ик» (предмет «Русский язык»); «Разработка бизнес-плана «Детский досуговый центр» (предмет «Занимательная математика»); «Доступная среда для детей с ОВЗ» (предмет «Валеология»); «Возможности интернет-ресурсов для создания интерактивных учебных заданий» (предмет «Компьютерное моделирование»).

      При подведении итогов было отмечено, что исследовательская деятельность, на представленных занятиях, была организована через решение познавательных задач, задания творческого и исследовательского характера, эксперименты, практические работы, позволяющие ученикам получать навыки самостоятельного поиска истины. Участники семинара смогли увидеть единую систему работы в этом направлении через занятия педагогов, имеющих большой опыт, высокие результаты, выстроенную технологию по развитию личности обучающихся в режиме занятий исследовательской и проектной деятельностью.