Районный семинар для преподавателей-организаторов ОБЖ

«Ученик усваивает быстро и качественно лишь то,

что тут же после получения новой информации

применяет на деле или передаёт другим»

А. Г. Ривин

 

       16 апреля 2019 года в школе № 182 состоялся районный семинар для преподавателей-организаторов ОБЖ по теме «Активные формы обучения на уроках ОБЖ».

       В первой части семинара выступающими было отмечено, что поиск путей совершенствования системы образования в Российской Федерации заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

       Традиционные методы образовательного процесса, ориентированные на подачу готовых знаний, конечно, значимы, но не позволяют школьникам ориентироваться в больших потоках информации.

       Наилучшие результаты для решения этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции обучающихся в учебном процессе. В этой связи в учебной деятельности актуальным становится применение новых подходов к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Учебное занятие, построенное на современных технологиях, в том числе на уроках ОБЖ, позволит сформировать у школьников не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения. Современные технологии рассматриваются сегодня, как педагогическая деятельность учителя по созданию оптимальных условий на уроках ОБЖ для развития и самореализации потенциальных возможностей, способности к самообразованию и саморазвитию обучающихся, формированию безопасного типа поведения и отношения к здоровому образу жизни (технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, проектная и поисково-исследовательская деятельность).

      Во второй части семинара Усиков Иван Николаевич, преподаватель-организатор ОБЖ школы № 182, в своём выступлении раскрыл понятия: «проектно-исследовательская технология», «проект», «учебный проект», отметив, что в основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает цель и задачи проектной деятельности обучающихся. Используя данную технологию на уроках ОБЖ, обучающиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках.

      После этого, Иван Николаевич провёл открытое учебное занятие в 8-м классе по теме «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке ОБЖ». Занятие проходило в форме защиты образовательных проектов. При защите проектов школьниками были раскрыты межпредметные связи (ОБЖ – химия, ОБЖ – экология).

      При обсуждении проектов обучающимся было рекомендовано:

  • применять в ходе проектной деятельности решение ситуационных задач, адаптированных к применению собственного жизненного опыта обучающимися школы;

  • использовать в работе обновлённые источники информации.

    При анализе урока было отмечено, что использование проектного образования позволяет:

  • индивидуализировать обучение;

  • актуализировать знания и умения, имеющиеся у обучающегося;

  • позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе;

  • помогает выполнять работу в собственном ритме;

  • использовать полученные знания в практическом применении;

  • чётко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приёмы деятельности;

  • видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;

  • корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

       При подведении итогов семинара присутствующими коллегами было отмечено, что использование активных форм познавательной деятельности делает урок ОБЖ эффективным, интересным. Они углубляют понимание учащимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и побуждают их к первым самостоятельным открытиям.