Развитие игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС

У ребёнка есть страсть к игре и её надо удовлетворить,

надо ему не только дать поиграть, но и пропитать всю его жизнь игрой.

Вся его жизнь - это игра.

А.С. Макаренко

         Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Игра – это наиболее естественный и в то же время действенный способ развития детей дошкольного возраста, поскольку знания и умения формируются в привлекательной для детей форме.

         17 апреля 2020 г. в дистанционном формате прошло РМО воспитателей групп среднего дошкольного возраста по теме “Развитие игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС”. Зарегистрировались на мероприятие 126 педагогов. Для организации РМО задействована платформа GoogkДиск.

         Игра в дошкольном возрасте - ведущий вид деятельности, учитывая это она явилается одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у детей дошкольного возраста. Воспитатели МКДОУ д/с № 432 Рыль Анастасия Петровна и  Фоменко Екатерина Сергеевна, представили опыт работы по организации различных видов игр, направленных на формирование и развитие коммуникативных навыков, особенно важных в период адаптации детей к ДОУ. Был сделан акцент на создании яркой и насыщенной развивающей предметно-пространственной среды. Дана характеристика различным видам развивающих игр (пальчиковые, дидактические, подвижные, социально-коммуникативные, театрализованные)  и способы их применения.

         Таранова Анна Витальевна,  воспитатель МАДОУ д/с № 369, поделилась технологией использования  дидактической игры из серии “Игра-бродилка” для формирования социально-коммуникативных навыков у детей. При создании с детьми игр, воспитатель использует методику “Синквейн” и метод Дж. Родари “Салат из сказок”. Результатом работы стали оформленные книжки-малышки со сказками, придуманными маленькими авторами.

         Абрамова Электра Сайиткаримовна, воспитатель МАДОУ д/с № 369, презентовала свою авторскую дидактическую разработку “Настольные прокубики”, которая направлена на формирование математических представлений у дошкольников. В основу пособия положена идея  электронного образовательного комплекта “Прокубики” (разработка Лаборатории электроники и робототехники г. Новосибирск). Авторское пособие воспитателя состоит из картонного поля с клетками, крышек со стрелками (для построения алгоритма движения), карточек для составления дорожек, карточек с заданиями или препятствием и фигурок персонажей. Работа с авторским пособием предполагает последовательное возрастание сложности заданий и различные сюжеты для мотивации к игровым действиям.

         Совместно со своими воспитанникам создаёт развивающие игры из бросового материала воспитатель МКДОУ д/с № 242 Членова Наталья Александровна. Из цветных крышек и пластиковой бутылки получилась игра “Кошки-мышки”, из коробки для обуви и коктейльных трубочек “Лабиринт”, “Мозайку” ребята и педагог изготовили из яичного лотка и цветных шариков. Использование бросового материала развивает не только творчество, но и бережное отношение детей к вещам, т.к. изготовлены игры своими руками.

         В работе с детьми с речевыми нарушениями большую роль играют игровые технологии, особенную ценность имеет дидактическая игра. Коваль Екатерина Александровна, Пилипович Татьяна Викторовна, воспитатели МКДОУ д/с № 133 представили опыт работы по использованию данного вида игр в логопедической группе. Дидактическая игра используется педагогами в коррекционной работе на основе тематического планирования, включена в НОД, режимные моменты, совместную и самостоятельную детятельность. Воспитатели поделились опытом использования “Игр с фонариком”  Н. Коняхиной, многообразных видов лото, “Собери картинку” и др., направленных на развитие всех компонентов речи, моторики, психических функций. А так же представили видеосюжет с записью мастер-класса организации дидактической игры “В гости к мишке”.

         Таким образом, педагоги используют в своей деятельности различные виды игр. Роль педагога в организации и развитии игровой деятельности является ведущей. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. От современного педагога требуется умение учитывать особенности развития детей, запросы родителей и требования школы, а также умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него.

Светоносова М.В.,методист МКУДПО “ГЦРО”