Развитие инженерной компетенции у учащихся по стандартам WorldSkills

         В «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2035г.», утвержденной Указом Президента РФ № 642 от 01.12.2016 года, говорится о необходимости развития научно-технологического творчества и предпринимательства, создании в Российской Федерации научно-технологической системы, включающей в себя разработку и внедрение «природосообразных, интеллектуальных, цифровых «безлюдных» технологий». Из сказанного вытекает мысль о важности технологического образования, необходимости повышения статуса предмета «Технологии» как базовой научной дисциплины и предметной области в общем образовании. Необходимо развивать у учащихся инженерные компетенции. Что же такое компетенция? Обратимся к Википедии, которая говорит:

Компете́нция (лат. competentia «согласие; соразмерность» от competere «соответствовать, подходить») — круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.

      Часто в профессиональной деятельности используются определения:

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач;

Общие компетенции - универсальные способы деятельности, инвариантные для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся фактором интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда .

Все эти требования часто применяем к учащимся и учителям школы.

       В настоящее время главное отличие инженерной педагогики школы от общей педагогики состоит в том, что в ней выдвигаются иные цели и утверждаются новые ценности образования. Ими становятся знания, умения, навыки, способности, необходимые для современной педагогической деятельности учителя в школе, решения широкого круга инновационных образовательных задач. Если инженерную педагогику школы рассматривать в аспекте технологического образования, то она может выступать индустриально-технологическим направлением профилизации школьников при выборе ими профессий и специальностей в сфере современного материального производства.

       Исходя из опыта образовательных систем зарубежных стран, где предметная область «Технология» играет важную роль в общем образовании как по значимости предмета, так и по объему содержания обучения (и часов, выделяемых на изучение предмета по учебному плану) – Великобритании, Франции, Германии, США, Израиля, Южной Кореи, КНР и других, – позволяют формировать мощные человеческие ресурсы для профессионального образования и конкурентоспособного производства на мировом рынке.

      Предметная область «Технология» в содержании образования выступает в качестве основного интеграционного механизма, позволяющего в процессе предметно-практической и проектно-технологической деятельности синтезировать естественнонаучные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую (прикладную) направленность общего образования. Таким образом, основанием предметной области «Технология» можно считать обеспечение необходимого для устойчивого развития общества, национальной экономики и производства уровня развития технологической культуры личности, которая проявляется:

• в способности понимать, применять, контролировать, совершенствовать и оценивать технологии в процессе преобразовательной деятельности;

• в овладении универсальными технологиями деятельности, такими как проектирование, исследование, управление;

• в умении разрешать противоречия и выявлять проблемы в своей практической деятельности с помощью адекватно выбранных и грамотно применяемых технологий;

• в стремлении к нестандартному способу действия и создания нового продукта, нового способа действия, нового средства воздействия на предмет труда и т.п.

• в осознанном выборе профессии путем перебора различных профессиональных проб в процессе обучения;

• в желании и умении трудиться, совершенствоваться, овладевая новыми знаниями, умениями, компетенциями в процессе практической деятельности;

• в мобильности, способности адаптироваться к меняющимся условиям в ситуации неопределенности, обучаться и самообучаться в течение всей жизни.

         Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (предметная область «Технология») должны отражать:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

      Цель учителя на уроке:

формирование у обучающихся подросткового возраста нового позитивного опыта для личностного развития и осознанного профессионального выбора инженерно-технической специальности или профессии.

На уроках технологии используя системно-деятельностный подход и кластерный подход по принципу построения WorldSkills заданий и хода урока.

Каждый школьник имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в т.ч. профессиях будущего, обучаясь у профессионалов; а также углубленно освоить и даже получить к окончанию школы профессию.

Немножечко о том с чего начинался WorldSkill. Все начиналось с того, что Программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills была инициирована в 2014 году Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» в партнерстве с WorldSkills Россия при поддержке Агентства стратегических инициатив, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства образования и науки РФ.

      Создание новых возможностей для профориентации и освоения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный и международный опыт. Применяемый опыт показывает большие результаты в освоении поликомпетенций. Почему необходимо обучать школьников поликомпетенциям? Для того чтобы учащийся мог объединить навыки и знания HardSkills и SoftSkills, тем самым показывая перспективность работы в данном направлении. Только создание «вещи» позволит учащимся включить весь свой творческий потенциал, «зажечь» инженерную мысль в юных головах и даст ощущение целесообразности затрачиваемых усилий, что сложно сделать, заставляя выполнять их монтаж схемы или изготовление части конструкции. Повышенная сложность заданий, которые выполняют дети, может быть упрощена за счет использования готовых деталей/узлов. То есть, всё можно отрегулировать под возможности детей. Процесс выполнения задания по стандартам WorldSkills может являться одновременно программой обучения навыкам не только на уроках технологии, но и в кружках технического творчества.

           В 2019/2020 учебном году данный принцип работы помогает добиваться результатов на городских, региональных, всероссийских чемпионатах, конкурсах и конференциях.

Панина Ольга Владимировна,

учитель технологии

высшей квалификационной категории

МАОУ средняя общеобразовательная школа 211 им Л.И. Сидоренко