Опубликовано
16 декабря 2016 года по плану работы опорной площадки по математическому образованию по теме «Инновационная модель по реализации Концепции развития математического образования» состоялся практико-ориентированный городской семинар по теме «Система работы Лицея № 28 в рамках реализации инженерного образования». В работе семинара приняли участие заместители директоров по УВР, учителя математики и естественного цикла города Новосибирска в количестве 38 человек.
Развитие инженерного образования – приоритетная стратегическая политическая задача развития России. В. Путин: «Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. Никогда еще столь быстро не обновлялись технологии. Многое из того, что нас сегодня привычно окружает, казалось фантастикой лет 15 - назад. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы. Высокий уровень образования населения, огромное наследие фундаментальной науки, наличие инженерных школ — мы обязаны задействовать все эти факторы».
Стратегический курс руководства страны на создание конкурентоспособной национальной экономики через ее диверсификацию, технологическую и инфраструктурную модернизацию, формирование кадрового потенциала новых знаний и компетенций является единственно верным.
В рамках пленарного заседания директор Лицея № 28 Мурашев Г.Д. кратко познакомил участников семинара с образовательной организацией. С основным докладом выступила к.п.н., доцент НГПУ Журавлева Н.Н., которая представила Концепцию инженерного образования в Лицее № 28. Заремба Н.В., заместитель директора по УВР лицея продолжила теоретическую часть выступлений, осветив тему «Инженерно-технологическое образование в реализации профессиональной направленности и социализации личности». В докладе прозвучал опыт работы лицея в создании специализированных классов и реализации расширенного учебного плана по инженерному образованию, а также внешняя связь лицея с различными организациями.
Инженерное и математическое образование неразрывно связаны с инженерной графикой и робототехникой, поэтому для работы семинара были подготовлены выставки по робототехнике, по техническому творчеству («Геометрическая резьба»), по инженерной графике («Графические иллюзии») учителями физики и информатики Москвиным В.Б., Фульман Е.Н., учителем технологии Вериго В.В., учителем изобразительного искусства Оболониной С.А.
Практическая часть семинара состояла из представления опыта работы лабораторий. Особенно востребована оказалась Лаборатория «Физики и лирики», опыт работы которой был представлен Заслуженным учителем Российской Федерации, учителем русского языка и литературы Пчельниковой Н. А. и учителем физики Ксенофонтовой Е.В.
Фрагменты урока в 10Б классе по теме «Физики в гостях у лириков» были посвящены космосу. Лирики читали стихи поэтов Серебряного века о космосе, о звёздах, о кометах, а физики раскрывали суть этих физических явлений.
В работе Лаборатории математического конструирования были представлены две площадки: учителем начальных классов Митюшиной Н.В. по теме «Развитие логического мышления на уроках математики в 4Б классе «Диаграммы» и учителями математики Хрущёвой Е.П. по теме «Конструирование математических моделей: признак перпендикулярности прямой и плоскости» в 10А классе. Занятие по информатике представили Сухачёва Е.М. и Фульман Е.Н. по теме «Построение графика неявно заданной функции» в 11А классе.
Митюшиной Н.В. проведено математическое занятие в форме работы станции юннатов. Был представлен опыт групповой работы:
- любители растений измеряли температуру для полива цветов и разведения удобрений;
- любители животных измеряли уровень шума для создания условий жизни шиншиллы;
- садоводы-любители измеряли влажность воздуха для хранения луковичных растений;
- экологи-статисты составляли диаграммы по статистическим данным о животных и растениях Красной книги НСО;
- любители - аквариумисты строили график нагревания воды до температуры 80 градусов.
Результатом работы групп с использованием прибора Nova 5000 стало построение диаграмм и графиков. Интересно была проведена рефлексия.
На занятии в 10А классе было продемонстрировано создание пространственного макета, позволяющего наглядно представить доказательство признака перпендикулярности прямой и плоскости, так как чертёж, представленный в учебнике является одним из самых сложных для восприятия и понимания. Аналогично можно создавать и другие наглядные модели, например, в изучении темы «Теорема о трёх перпендикулярах». Практическое решение проблемы помогает учащимся лучше и глубже воспринимать изучаемый материал по стереометрии.
В рамках Лаборатории инженерного конструирования учителем математики Сухачёвой Е.М. и учителем информатики Фульман Е.Н. по теме «Построение графика неявно заданной функции» в 11А классе. Учителем математики Сухачёвой Е.М. и учителем информатики Фульман Е.Н. было проведено интегрированное занятие, на котором произведен вывод лемнискаты Бернулли, построена кривая лемнискаты методами:
- секущих;
- шарнирным методом (демонстрация моделей);
- при помощи табличной модели Excel.
Результатом работы лаборатории было движение тележек по траектории, близкой к лемнискате по трем разным программам.
В рамках Лаборатории химического эксперимента учителем химии Сутягиной И.А. была проведена лабораторная работа по теме «Свойства серной кислоты». Учащиеся 9А класса исследовали производство серной кислоты в промышленности и применение солей серной кислоты в жизни: гипс, медный купорос и т.д.
В ходе проведения занятия решалась основная проблема: покушение на картину
Р. Даная в Эрмитаже.
В работе Лаборатории творчества было показано два занятия по технологии, в которых прослеживается явная связь между начальным и общим уровнями образования. Учителем начальных классов Власовой Е.В. во 2Б классе был представлен проект по теме «Новогодняя игрушка в технике нитяной графики», а учителем технологии Ахтямовой Р.М. в 5Б классе был проведен мастер-класс по теме «Применение математики в практической деятельности на уроках технологии «Изонить».
В ходе работы по изготовлению новогодней игрушки «Снежинка» во 2Б классе вспоминались Новогодние традиции и украшалась ёлочка в кабинете. Главная развивающая задача в обучении учащихся 5Б класса на занятии по технологии – развитие абстрактного мышления, геометрического воображения, творческих возможностей. В практическую работу были вовлечены и участники семинара. Самыми необходимыми оказались два первых приема: заполнение угла и заполнение окружности. Результатом деятельности стал творческий проект создания Новогодней маски, который прекрасно дополнил проект учащихся 2Б класса.
В конце семинара были подведены итоги, где участники семинара единодушно отметили высокое качество подготовки всех практических занятий.
В результате системной работы по инженерному образованию в Лицее № 28 будет положено начало формирования новой образовательно- промышленной модели (кластера): школа – вуз – работодатель, в рамках которого:
1) будут сосредоточены передовые педагогические, научные и промышленные технологии, позволяющие начать формирование элитных кадров для инновационного бизнеса города и области;
2) повысится качество основного общего, среднего и высшего профессионального образования;
3) сформируется образовательная модель, позволяющая ускорить внедрение новых знаний в лицейское образование, улучшить его материальную базу;
4) будет сформировано положительное общественное мнение о престижности профессии инженера в рамках отдельного муниципального образования;
5) появится возможность тиражировать полученный опыт в рамках региона.
Методист, представитель руководства по качеству И.П. Новикова