Смысловое чтение – фундамент образования

     Вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности приобрели особую актуальность в связи с введением образовательных стандартов нового поколения. Именно педагог-психолог в первую очередь учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, помогает становлению его личности. Важно, чтобы он работал в тесном контакте с педагогами образовательной организации, родителями, потому что для успешной реализации требований ФГОС необходимо активное взаимодействие всех участников образовательных отношений.

    31 октября 2016 года на базе МАОУ «Гимназия № 12» состоялся круглый стол по теме «Повышение уровня психолого-педагогической компетенции участников образовательных отношений в вопросах формирования и развития навыков смыслового чтения у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО». Тема и содержание круглого стола были определены в соответствии с районным проектом «Психолого-педагогическое сопровождение реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» в соответствии с ФГОС НОО».

    В работе круглого стола приняли участие 39 человек: методисты МКУДПО «ГЦРО», педагоги-психологи, учителя начальных классов, учителя-предметники, заинтересованные проблемой формирования навыка смыслового чтения у обучающихся.

     С приветственным словом к педагогам обратилась Т. В. Колесникова, руководитель методической службы Калининского района МКУДПО «ГЦРО». Она подчеркнула важность реализации междисциплинарных программ, предусмотренных ФГОС, и отметила, что особое место уделяется программе «Основы смыслового чтения и работа с текстом», поскольку навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования.

    Методист Драгун Е. М. в своем выступлении обратила внимание педагогов на глобальные процессы информатизации общества, предъявление новых требований к анализу информации, систематизации и скорости ее переработки, поставившие теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Ведущая роль в обеспечении социально необходимого уровня читательской компетентности принадлежит образовательным организациям, и главную роль здесь играет именно начальная школа, где обучающиеся приобретают базовые навыки чтения. Районный проект призван оказать практическую помощь педагогам-психологам, логопедам, учителям начальной школы, родителям, т.е. всем участникам образовательных отношений, в вопросах формирования навыков смыслового чтения у младших школьников.

      Руководитель РМО педагогов-психологов Штельвах А. В. и Гетман Н. В., педагог-психолог МАОУ «Гимназия № 12», эксперт проекта, к. псих. н., познакомили слушателей с организацией работы проблемно-творческих групп участников проекта.

       Проблема смыслового чтения возникла с середины 19 века, ее изучали и пытались решить целый ряд известных исследователей. Лазарева В. В., руководитель ПТГ № 1 педагог-психолог ГАОУ НСО «ОШИ с углубленным изучением предметов спортивного профиля представила слушателям краткий анализ научных разработок в области обучения смысловому чтению, обозначив актуальность этой проблемы и в настоящее время.

     Выступление участников ПТГ № 2 Палицкой Н. В., педагога-психолога МБОУ ВСШ № 27 и Иншаковой М. В., педагога-психолога МБОУ СОШ № 8 было посвящено систематизации диагностического комплекса, направленного на исследование психологической готовности к смысловому чтению обучающихся 1-2 класса. Кроме того, они рассказали участникам круглого стола о наиболее активно развивающихся в этот период обучения качествах, как мотивы чтения, отношение к школе, смысловая догадка, зрительное восприятие, творческое воображение и др. Это еще раз подчеркивает значимость диагностики личностных  важных качеств младших школьников для своевременного исправления нарушений и предупреждения неуспешности в освоении смыслового чтения.

     Необходимо отметить активность и заинтересованность участников круглого стола при обсуждении проблем, возникающих в процессе формирования навыков смыслового чтения у детей. Вопросы были заданы родителям, как первым учителям своего ребенка, представителям дошкольных образовательных учреждений и, конечно же, учителям-предметникам. Педагоги и родители сошлись в едином мнении, что процесс формирования смыслового чтения начинается с раннего детства, является достаточно продолжительным по времени и для успешного его формирования важно взаимодействие и участие всех заинтересованных лиц: родителей, психологов, воспитателей, учителей.

     В заключение Гетман Н. В. подвела итоги первого этапа реализации проекта, результатом которого является разработка так называемого «конструктора» для диагностики трудностей ребенка в формировании навыков смыслового чтения и работы с текстом. Практический ресурс «конструктора» – это банк психолого-педагогических развивающих упражнений, направленных на коррекцию развития личностных характеристик ученика, необходимых для успешного развития навыков смыслового чтения и работы с текстом.

     Второй этап реализации проекта предполагает апробацию «конструктора» в практической деятельности педагогов и разработку рекомендаций для всех участников образовательных отношений в вопросах формирования и развитии навыков смыслового чтения и работы с текстом для обеспечения более успешного и качественного освоения образовательной программы. Наталья Викторовна обозначила перспективы проекта, которые заключаются в расширении содержания проекта путем включения работы с обучающимися ООО и ОВЗ в систему психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития в сфере смыслового чтения.

      Итоги работы круглого стола подвела руководитель районной методической службы Колесникова Т. В. Она поблагодарила участников за активную и плодотворную работу и пригласила заинтересованных педагогов к дальнейшему сотрудничеству в рамках проекта.

 

 

Методист МКУДПО «ГЦРО» Е. М. Драгун