Сочинение-рассуждение «Можно ли и как воспитывать дистанционно?»

          Можно ли воспитывать дистанционно? Лично для меня ответ на этот вопрос однозначен: конечно, да. Почему я так считаю?

       В таком сложном процессе как воспитание необходимо учитывать множество нюансов и факторов. Рассмотрим некоторые из них.

         Прежде всего, ответим на вопрос, что же такое воспитание?

            В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» воспитание трактуется как « деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»

По мнению  доктора педагогических наук Лихачёва Бориса Тимофеевича, « воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей  от старших поколений младшим.

        Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.»

         Теперь посмотрим, что значит «дистанционно»?  Если вновь обратиться к Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании», то в статье 16 дано определение дистанционных технологий и возможности их использования в образовательных учреждениях.

      На основании нормативных документов делаю вывод: педагог может организовать передачу социального опыта и взаимодействие с обучающимися, т.е. воспитание  не только непосредственно, но и на расстоянии, используя дистанционные технологии.

      Современная педагогическая теория заключает в себе мысль, что воспитательный процесс — это не столько прямое воздействие, сколько социальное взаимодействие между педагогом и воспитуемым. Поэтому,  я стараюсь организовать  оптимальное  взаимодействие со своими учениками и их родителями,  формирую  и стимулирую активность детей по приобретению ими социального и духовного опыта, ценностей и опыта отношений. Существуют различные способы педагогического взаимодействия, то я использую  их в своей воспитательной деятельности и с их помощью получаю эффективный результат.

        Считаю очень важным, что мы воспитываем детей в настоящем, но для будущего. А уже сейчас мы живём в технологизированном мире, для которого характерны постоянные инновации, быстрое развитие науки и техники. Невозможно представить современное общество без использования информационно-коммуникационных технологий. Поэтому своей задачей вижу, научить детей ориентироваться и комфортно существовать, и даже быть конкурентноспособными в мире информации. Также очень важно обучить детей навыкам безопасной жизни в медиакультуре. Не заходя в реку – не научишься плавать. И мы, педагоги, можем помочь нашим детям не утонуть в потоке информации. Воспитание информационной культуры также является для меня одной из приоритетных задач воспитания.

         А информации в Интернете действительно много. Я считаю, что Интернет - огромный познавательный и творческий ресурс для взаимодействия педагога и обучающегося.

         Воспитание – это нравственное питание, насыщение ценностями, накопленным социальным опытом. От меня зависит, каким содержанием наполнится моё общение с детьми; как я направлю внимание детей к истинным моральным ценностям

         Как я осуществляю приобщение к общечеловеческим ценностям, передачу социального опыта  в своей воспитательной деятельности?

         Кстати, люди в какой то степени делали это и раньше, обращаясь в письмах к своим родным. Например, письма Честерфильда к своему сыну или письма А.П.Чехова к своему брату. Я также иногда для общения с детьми использую метод написания письма. Дети могут написать мне письмо, поделиться своими вопросами, переживаниями, или я обращаюсь к ним в письменной форме.

         Для приобщения к общечеловеческим ценностям использую богатейший потенциал музеев, картинных галерей, других учреждений культуры. Это уникальная возможность, не тратя время и деньги на дорогу, не выходя из дома или класса, совершить виртуальную экскурсию,  посетить 3-D выставку. В этом море информации я,  как компас,  направляю внимание детей на сайты, способствующие формированию базовых национальных ценностей: семья, человечество, красота, природа, патриотизм.

       Например, активно использую сайт музея Победы (https://victorymuseum.ru/video/  ) с его разнообразными видами представления материала. Это и экскурсии-викторины, аудиоэкскурсии, мастер-классы по изготовлению поделок по военной тематике. Причём, использую эти материалы комплексно, например, после прослушивания аудиоэкскурсии «По следам фронтовой собаки» , используя мастер-классу «Фронтовая собака» изготавливаем с детьми поделку-собаку.

Использую ресурсы как всемирно известных музеев, таких как Эрмитаж (https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama/virtual_visit/panoramas-m-1/?lng=ru ) и Третьяковская галерея (https://www.tretyakovgallery.ru ), так и учреждений нашего Калининского района города Новосибирска (https://learningapps.org/watch?v=pej0xro7k20 – викторина «Синичкин день» на сайте библиотеки имени Д.С. Лихачёва).

      Обратную связь от детей получаю  также разными способами: помимо традиционной беседы в классе использую видео встречи в ZOOM, тест в GooglДиске или викторину в https://kahoot.com/.

        Для обмена информацией с детьми  использую  сервисы Google. Например, в Google Документы мы создаём коллективные тексты, презентации, таблицы. И , конечно, для общения и обмена информацией использую социальные сети. В этом году была создана группа класса, в ней начата работа  по взаимодействию с родителями. Планирую выкладывать в ней объявления, интересную информацию, давать ссылки на интересные сайты, проводить обсуждения, делиться фото и видео.

       Да, такое дистанционное воспитание не может быть единственно возможным. Необходимо учитывать много отрицательных факторов: и негативное влияние на здоровье детей, и то, что отсутствие прямого человеческого общения снижает эффективность педагогического воздействия на ребёнка. Также возникают проблемы из-за недостаточной компьютерной грамотности детей и педагогов. Есть риски перехода в виртуальное  общение детей друг с другом.

         Поэтому, безусловно, использование дистанционных технологий должно быть в меру, по необходимости и грамотным. А это уже зависит от нас, классных руководителей, и мы должны осознавать эту огромную ответственность.

       Однако наличие дополнительных  дистанционных ресурсов взаимодействия предоставляет новые  расширенные возможности для разностороннего развития личности детей. А сочетание онлайн- и офлайн-форматов способно постепенно сформировать современную новую модель обучения и воспитания, которая принесет максимальный эффект как для ученика, так и для учителя.

        В заключение хочу сказать, что  в вопросе использования дистанционных технологий для воспитания пока  ещё больше вопросов, чем ответов. Но мы уже вошли в эту реку, и только от всех нас зависит, куда и как мы поплывём.

 

Ефимова Светлана Владимировна

 учитель начальных классов

 МБОУ Лицей № 126