Совершенствование математического образования в рамках требований Концепции развития математического образования

«Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить,

а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».

                                                       Роджер Левин

 

25 января 2021 года в ТГМ состоялось заседание РМО учителей математики Ленинского района «Совершенствование математического образования  в рамках требований Концепции развития математического образования».

С приветственным словом к участникам  заседания РМО обратилась  методист МКУДПО «ГЦРО» Ворфоломеева И.П., пожелав всем  плодотворной и содержательной работы.

На заседании РМО были заслушаны выступления участников городских предметно-методических мастерских, которые проходили обучение на площадках МБОУ ЭКЛ (под руководством заместителя директора по УВР Бондаренко Е.С.) и МБОУ «Лицей № 200» (под руководством учителей математики МБОУ «Лицей № 200» Каргаполова А.М. и Ерышева Н.А.).

В первой части заседания РМО («Обучение математике на углубленном уровне») Любовь Ивановна Андрийчук (МАОУ Вторая гимназия) и Ольга Николаевна Гурьева (МБОУ «Гимназия №16 «Французская») представили материал по теме «Метапредметные образовательные результаты: методика достижения и оценки в рамках реализации рабочей программы по математике и подготовки к ГИА по новой модели».

В своем выступлении Л.И. Андрийчук акцентировала внимание на том, что для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения прежде всего и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными.

О.Н. Гурьева поделилась тем, как педагоги гимназии работают  над достижением метапредметных образовательных  результатов на уроках математики, о системе их проверки и оценки. В выступлении были показаны задания контрольных работ ШМО, в которых проверяются метаумения по четвертям, в соответствии с системой работы гимназии. Также были представлены данные комплексных работ за 4 года на примере двух классов:  9а и 9в. Эти данные продемонстрировали  значительное повышение показателей по достижению метапредметных результатов.

Лидия Петровна Казанцева (МБОУ «Лицей № 136») рассказала о применении метода рационализации при решении неравенств».  Педагог считает метод рационализации одним из самых доступных методов решения неравенств. Метод рационализации позволяет избежать нежелательных осложнений и ошибок, ускорить процесс решения неравенств, что способствует наиболее качественной и эффективной подготовке к единому государственному экзамену. Но какие бы приемы и методы ни были рассмотрены по теме «Решение неравенств», к каждому неравенству дать ученику рецепт невозможно. «Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно», - говорил А.Н. Колмогоров.

Во второй части заседания РМО («Нестандартные методы решения математических задач»)  Елена Викторовна Киндякова (МБОУ СОШ № 191) рассказала о том, что занимаясь в предметно-методической мастерской под руководством Каргополова А.М. (МБОУ «Лицей № 200») , учителя математики получили не только опыт нестандартного решения геометрических задач, но и творческого, внимательного подхода к их анализу  и оформлению. Руководствуясь принципом «от простого к сложному» и полученными знаниями,  педагоги проанализировали методику подготовки учащихся к решению задач ЕГЭ на примере задачи №16 профильного экзамена по математике.

Людмила Николаевна Копытова (МБОУ «Гимназия №16 «Французская») совместно с участниками РМО поработала над темой «Симпатичные» фигуры, векторный метод и метод координат решения стереометрических задач». Векторное решение многих стереометрических задач значительно проще их решения средствами элементарной геометрии («чисто геометрически»). Причина этого «упрощения» заключается в том, что при векторном методе решения можно обойтись без тех дополнительных построений, которые следует выполнять (аргументированно) при «чисто геометрическом» решении даже простых задач. Далее педагог в  доступной форме представила и сделала разбор ряда задач по данной теме.

Маргарита Сергеевна Рожнева (МБОУ «Инженерный лицей НГТУ») выступила по теме «Свойства функций в задачах с параметрами, параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем». М.С. Рожнева отметила, что задачи с параметрами относятся к задачам повышенного уровня сложности, которые предлагаются как на Едином государственном экзамене, так и на дополнительных конкурсных экзаменах в ВУЗы. Они играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры. Затруднения, возникающие при их решении, связаны с тем, что каждая задача с параметрами представляет собой целый класс задач, для каждой из которых должно быть получено решение.

В завершении заседания РМО Ворфоломеева И.П. выразила благодарность выступающим за актуальность и практическую значимость предложенного материала, вручила за выступление свидетельства МКУДПО «ГЦРО».

Обратная связь с участниками РМО показала, что встреча вызвала большой интерес у педагогов и получила высокую оценку коллег.

 Презентации_ ГЦРО_ Ленинский район_ Методические объединенияМетодическое объединение учителей математики

 

Ворфоломеева И.П., методист МКУДПО «ГЦРО»