Современные формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста

      В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детский сад № 85 комбинированного вида» в феврале состоялся городской семинар «Современные формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста». На семинаре коллектив МАДОУ д/с № 85 представил опыт работы в рамках Городской инновационной площадки «по теме «Система экологического образования в условиях воспитательной системы образовательной организации» (приказ Департамента образования мэрии города Новосибирска от 04.07.2017г. № 554-од «О присвоении статуса городской инновационной площадки»).

      Участников семинара встречали весёлые сказочные герои - официальные образы Проекта “Эколята-дошколята” – Тихоня, Умница, Шалун и Елочка, друзья и защитники Природы.

      В своем приветственном слове заведующий МАДОУ д/с № 85 Наталья Николаевна Борисовна сказала, что экологическому образованию детей в детском саду уделяется особое внимание. В 2019 году детский сад стал официальным участником Федерального природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята–дошколята» и включён во Всероссийский реестр участников. 9 октября 2019 года на сцене актового зала Строительной компании ООО «Энергомонтаж» состоялся праздник посвящения воспитанников детского сада в «Эколята-дошколята». Участники семинара посмотрели видеофрагменты из фильма об этом мероприятии.

      Василенко Людмила Ивановна, методист МКУДПО «ГЦРО» во вступительном слове отметила, что экологическое воспитание в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы. Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека.

      Систему экологического образования детей дошкольного возраста в МАДОУ д/с № 85 представила Никитина Инна Сергеевна, старший воспитатель Она рассказали о том, что система функционирует на нескольких уровнях - управление, условия реализации системы, направления деятельности и результаты. Работа основана на создании детско-взрослого сообщества (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей, интересов. Особая роль в реализации приоритетного для ДОУ экологического направления отводится взаимодействию педагогов со специалистами. Педагогический проект «Система экологического образования детей дошкольного возраста (реализация приоритетного направления деятельности ДОО)» отмечен большой золотой медалью Конкурса УчСиб-2018.

      Педагог-эколог Мельникова Татьяна Васильевна в своем выступлении обозначила, что экологическое образование детей осуществляется на уровне темы детско-взрослого проекта, которая сначала прорабатывается в группе, а потом работа по его реализации расширяется, привлекаются другие специалисты. Таким образом, темой, которая «живет» в группе оказываются, охвачены все виды детской деятельности. Также Татьяна Васильевна рассказала о современных разнообразных формах совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями, которые проводятся в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, который проходит через различные объекты на территории учреждения.

      Об особенностях организации коррекционной работы в рамках реализации экологического направления рассказали учителя-логопеды детского сада Заржевская Владислава Сергеевна и Полковникова Нина Ивановна. Они рассказали о новых, интересных формах, которые предлагает программа дошкольного образования «ПРОдетей» и технология Александра Ильича Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».  Инновационные технологии специалисты используют в сотрудничестве с воспитателями и педагогам-экологом в рамках реализации экологического направления. Их применение значительно расширяет возможности коррекционной работы, делают её интереснее и разнообразнее.

      С современным подходом к активизации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основе технологии А.И. Савенкова присутствующих познакомила воспитатель Рублева Н.М. Наталья Михайловна рассказала о том, как проводилась работа по развитию у дошкольников специальных умений видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить собственные мини-доклады, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

      Преподаватель НПК № 1 им. А. С. Макаренко, методист Центра научно-методического сопровождения деятельности муниципальных образовательных учреждений, руководитель кафедры по экологическому образованию на базе МАДОУ д/с № 85, Дешевых Наталья Петровна, рассказала об использовании ресурсов детского сада в профессиональном образовании студентов педагогического колледжа и работе по внедрению инновационных программ в практику дошкольного учреждения.

      Опыт своей работы педагоги детского сада представили на выставках в холлах детского сада: методических материалов – разработанных детско-взрослых экологических проектов, конспектов образовательной деятельности с детьми по формированию экологических представлений, продуктов проектной деятельности, детских экологических плакатов, нестандартных дидактических игр и пособий из природного и бросового материала, созданных педагогами.

      Реализация детско-взрослых экологических проектов в группах, тематические Недели экологии, экологическое образование дошкольников средствами детской литературы, познавательно-исследовательская деятельность педагога-эколога с детьми в лаборатории «Юный эколог» и на объектах экологической тропинки, природоохранные, экологические и благотворительные акции, регулярно организуемые в ДОУ были представлена и в формате стендовых докладов.

      Семинар посетили более 60 педагогов - воспитателей и старших воспитателей дошкольных образовательных организаций города Новосибирска.

      Итоги семинара подвела старший методист МКУДПО «ГЦРО» Гора Снежана Юрьевна. Она отметила, что сегодня большое внимание уделяется экологическому образованию дошкольников. Особенностью семинара стали креативные формы представления педагогического опыта работы по заявленной теме. Участники семинара высоко оценили организационный и методический уровень мероприятия, высказав слова благодарности всему педагогическому коллективу МАДОУ д/с № 85.

 

 Никитина Инна Сергеевна,  старший воспитатель МАДОУ д/с № 85