​Создание психолого-педагогических условий для формирования у детей раннего возраста опыта коллективных отношений

        В период  раннего  детства развитие ребенка зависит исключительно от  социальных условий его жизни. Дошкольное образовательное учреждение - это первая ступенька   социализации ребенка в обществе.  Детский сад совместно с родителями должны приложить все усилия к тому, чтобы первый коллективный опыт общения малышей прошел как можно успешнее.

            27-29 апреля состоялось  РМО  воспитателей групп раннего возраста по теме “Создание психолого-педагогических условий для формирования у детей раннего возраста опыта коллективных отношений”. Для организации мероприятия в дистанционном формате была задействована платформа Googl Диск. На мероприятии зарегистрирован 101 педагог.

            Немаловажное значение для коммуникативного развития детей раннего возраста имеет грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Булатова Ирина Сергеевна, воспитатель МАДОУ д/с № 298, рассказала об использовании уголков “Изодеятельность”, “Музыкальный уголок”, “Театральный”, “Уголок уединения” для развития навыков общения у малышей. Вниманию коллег были представлены авторские дидактические пособия (макеты “Лес”, “Огород”, “Дорога”, стенд “Я пришёл” в виде радуги) и варианты игр.     

            Петькова Оксана Анатольевна, воспитатель МКДОУ д/с № 445, представила опыт работы по формированию коллективных отношений у детей раннего возраста. Одной из главных задач педагог считает создание полноценного сотрудничества в триаде Педагог-Дети-Родители через организацию различных совместных мероприятий (“День открытых дверей”, “День матери”, “Мой папа лучше всех”). Совместная детско-взрослая игровая,  театрализованная деятельность способствует созданию доброжелательных отношений между воспитанниками.

            Волонтёрская деятельность в сфере образования является важнейшим источником нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Воспитатель МАДОУ д/с № 81 Топоркова Екатерина Андреевна, поделилась результатами  проекта “Доброе сердце”, который направлен на формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества среди воспитанников старшего и младшего дошкольного возраста на этапе адаптации детей младшего возраста к детскому саду.  С участием детей старшего возраста организованы различные виды игр, адаптированные педагогами для одновременной игры детей старшего возраста и малышей. Ребята оказывали помощь педагогам в процессе формирования у маленьких детей культурно-гигиенических навыков и самообслуживания. Были организованы совместные развлечения. В результате проведённой работы у большинства малышей процесс адаптации протекал в лёгкой форме, а у старших дошкольников устойчиво проявляются  социально значимые качества: желание помогать и заботиться, чувство взрослости и уверенности. 

            Для успешного взаимодействия детей раннего возраста  со сверстниками и взрослыми имеет умение использовать речь как средство общения. Для речевого развития малышей  воспитатель МКДОУ № 242 Колмакова Юлия Миргасимовна успешно использует артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, элементы логоритмики. В своей работе педагог опирается на разработки Е. Черенковой, Е. Железновой. Игры и песенки помогают организовать детей, решать задачи речевого развития, развивать мелкую и общую моторику, координацию движений. Презентация опыта сопровождалась видеофрагментами совместной деятельности педагоги и малышей.          

            В ходе общения малыши приобретают определенный опыт коллективных отношений.  Педагоги выстраивают общение с малышами в игровой форме, которая позволяет им по собственному побуждению включаться в предлагаемую деятельность; объединяться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу), проявлять заинтересованность. Социальный и эмоциональный опыт ребенка  иметь как положительную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь.

            Представленный опыт работы получил положительную оценку среди участников РМО.

М.В. Светоносова, методист МКУДПО “ГЦРО”