Бекешева А.С., ОЦ «Горностай» "Математика как основа гуманитарного образования"

В последние годы педагогическое сообщество нашей страны большое внимание уделяет изучению проблем, связанных с гармоничным сочетанием процесса обучения математики и гумнитаризации процесса обучения. История развития гимназии ещё с древних времён показывает, что изучению математики в учебном курсе гимназии уделялось очень мало времени. В советские времена, в период развития нашей школы, само понятие гимназии было трансформировано, а математическое образование не имело препятствий в своем развитии. В современном школьном пространстве снова все чаще появляются гимназии, или образовательные центры на базе гимназического образования, причем они вытесняют общеобразовательные школы, и само понятие гимназии продолжает меняется по сравнению с классическим. В современной Российской дидактике наметился поворот в  трактовке понятия «гимназия»: от гуманитарного профиля  [1] к «формированию широко образованной, интеллигентной личности, готовой к творческой  и исследовательской деятельности  в различных областях фундаментальных наук. Обучение в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких иностранных языков и ориентировано на продолжение обучения в университетах” [2].

В XXI веке общество находится на другой ступени технического  развития. Хорошее знание математического аппарата, и умение его применять необходимы современным гимназистам. Кроме того, современное общество нуждается в творческих, мыслящих, толерантных личностях. С учетом многогранности науки математики, школьный предмет «математика» может стать средством для развития тех способностей у детей, которые в будущем будут востребованы в нашем обществе.  Учебное время на изучение углубленного материала  по математике, а особенно его качественного усвоения, в условиях гуманитаризации точных наук, ограничено. Актуальной становится потребность в изменении содержания предмета математики в гимназии, его целей и методов обучения. В настоящий момент в современной педагогике существуют все предпосылки для поиска нового подхода в обучении математики,  способствующего развитию творческой личности в условиях  гуманитаризации точных наук.

Во-первых, подход должен содержать исторический аспект. Знание исторического фундамента является важным элементом в грамотном построении курса математики. История математики также может стать связующим звеном в поддержании интереса у детей с гуманитарными способностями. В развитии будущей творческой личности необходимо обратить внимание на формирование понятийного мышления [3]. Корни этого развития, безусловно, ведут нас и в психологию, и в историческое прошлое. Ведь без знания истории культуры мышления данного народа, исторических связей, потребностей данного общества, особенностей развития речи очень трудно развивать научный понятийный аппарат у детей.

Во-вторых, это должен быть философский подход в обучении математическим понятиям, рассуждениям об истинности математических утверждений. Математическое знание – это не догма. При обучении детей математике очень важно акцентировать на этом внимание. Это возможно в случае диалоговой системы обучения учителя и учеников на уроках и, конечно же, при условии высокой квалификации самого учителя, способного говорить об «утрате определённости математических знаний» [4].

В-третьих, для воспитания творческой личности необходимо создать условия для развития способностей к самообразованию всех субъектов, участвующих в процессе обучения. Для этого необходимо освободиться от прежних догматических методов обучения, когда учебный материал «разжёвывался», а обучение проходило «по образцу». Будущая творческая личность должна поддерживать интерес к познанию окружающего мира самостоятельно, постоянно расширяя свой кругозор, стремясь добывать знания самостоятельно под чутким руководством учителя – советчика, собеседника. В этом направлении очень интересным становится исследовательский метод обучения. Цель уроков не должна сводиться к усвоению конкретных математических знаний, а на данном учебном материале ученик должен приобрести навыки мыслить, рассуждать, уметь формировать мысль, высказывать собственные суждения, доказывать их и в то же время, уметь выслушивать и воспринимать критику.

Таким образом, формируются желания в педагогической среде подумать  и поразмышлять о новых подходах в обучении математике. На взгляд некоторых педагогов историко-философский подход способствует формированию и развитию способностей личности, адекватной требованиям современного общества.

Литература и источники.

  1. Педагогическая энциклопедия, «Советская энциклопедия». - М, 1964 г.
  2. В.А. Ситаров  «Дидактика», Москва, ACADEMA, 2002 г.
  3. Л.В. Выготский Собрание сочинений. Том 2. – М., Педагогика, 1982 г.
  4. М.Клайн. Математика. Утрата определённости. – М, Мир, 1984 г.